2.РФ планирует развивать всеобъемлющее партнерство и стратегическое вз 2000 аимодействие с Китаем, считая его ключевым фактором поддержания стабильности в регионе и мире.
3.Россия предполагает выстроить привилегированное стратегическое партнерство с Индией.
4.РФ выступает за укрепление сотрудничества с Европейским союзом, «за гармонизацию интеграционных процессов в Европе и на постсоветском пространстве».
5.Руководство РФ заинтересовано в выстраивании «полноценного партнерства» с США на основе совпадающих интересов, в том числе в экономической сфере. Главными направлениями партнерства России и США названы совершенствование контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, решение вопросов нераспространения оружия массового поражения, расширение сотрудничества в борьбе с терроризмом и урегулирование региональных конфликтов.
6.Отношения с НАТО предполагается развивать на основе равноправия в целях углубления всеобщей безопасности в евроатлантическом регионе. «Глубина и содержание отношений с НАТО будут определяться готовностью альянса учитывать законные интересы Российской Федерации».
7.Российская Федерация строит свою стратегию безопасности на основе учета норм международного права.
8.Российское руководство готово к обсуждению вопроса сокращения ядерных потенциалов, но «без ущерба для международной безопасности и стратегической стабильности».
В целом данная стратегия является официальной внешнеполитической российской «декларацией мира». Российское руководство предполагает ни с кем не ссориться и сотрудничать со всеми наиболее значимыми мировыми силами: Китаем, ЕС и США. Определенной новацией является стратегическое партнерство с Индией. Данная декларация отражает статус России в качестве региональной державы, которая, несмотря на все «геополитические подножки» со стороны США и ЕС ищет с этими «игроками» поле для сотрудничества, а не конфронтации.
Пункты 4-6 выглядят особенно пикантно на фоне усиления НАТО на границах РФ, оснащения и обучения украинской армии и расширения санкций в отношении российских юридических и физических лиц со стороны США и ЕС. Пункт 8 тоже довольно замысловат с учетом курса США на расширение и совершенствование системы ПРО в Европе, которая однозначно направлена против России. В целом доктрина отражает подходы отдельной территории в рамках общего процесса глобализации. «Декларация о мире» и реальность острого столкновения геополитических интересов как бы живут сами по себе в параллельных пространствах.
Что касается китайских подходов. Они в целом не изменились со времени китайских императоров. Поглядывая на действия РФ, США и ЕС, китайские руководители (в широком смысле) не забывают о максиме древнекитайского военного стратега Сунь Цзы, который призывал оценивать деятельность государственных образований следующим образом: «Кто из государей обладает Путем? У кого из полководцев есть таланты? Кто использовал Небо и Землю? (то есть использовал естественные законы – ред.). У кого выполняются правила и приказы? У кого войско сильнее? У кого солдаты и офицеры лучше обучены? (здесь речь идет о государственных чиновниках в более широком смысле – ред.). У кого правильно награждают и наказывают? По этому всему я узнаю, кто одержит победу и потерпит поражение».
Именно так (в широком смысле) китайцы строят свои собственные доктрины и прогнозы, которые затем становятся руководством для определенных внешнеполитических действий или бездействий.