По сравнению с прошлым годом компании наблюдают долговой прирост примерно в 5−6%. Речь идёт о миллионах рублей, невыплаченных по квитанциям. Чем чревато накопление таких финансовых обязательств, «АиФ в Омске» рассказали сами коммунальщики.
«В 2015 году прирост должников составил 1 886 человек, — говорит Светлана Барсукова, начальник управления продаж тепловой энергии населению ресурсоснабжающей организации. — В прошлом это были абоненты, регулярно вносившие платежи за тепловую энергию. Сейчас они имеют задолженность перед нашей компанией за период свыше 6 месяцев».
На самом деле не все из них попали в сложную экономическую ситуацию. Согласно опросу компании, нестабильность рыночной обстановки сказалась лишь на 33% должников. Ещё 20% попросту не хотят тратить время на ежемесячную оплату коммунальных услуг. Остальные, а их почти половина, или ожидают корректировку по итогам года, или имеют статус асоциальных потребителей.
Миллионы за воду и свет.
Сотрудники водоснабжающей компании, работающей на территории Омска, также не видят позитивных изменений: в долговую яму попадает всё большее число жителей. За 2015 год омичи не только не сократили предыдущий совокупный долг за водоснабжение и водоотведение, но и увеличили его ещё на 55 млн рублей.
«Сегодня наша организация уже не в силах продуктивно работать со всеми должниками, — комментирует ситуацию Юлия Неклеса, руководитель центра обслуживания абонентов компании-поставщика ресурса. — В новом году мы вынуждены привлечь к этой деятельности фирму, оказывающую юридические услуги, а также коллекторское агентство. Сейчас ведутся переговоры с будущими контрагентами».
Несмотря на то что компания-поставщик электроэнергии ведёт работу с должниками только второй год подряд, радужными перспективами не могут похвастать и здесь. На начало декабря долг со стороны абонентов превысил 217 млн рублей.
«При этом часть суммы, конечно, текущая задолженность, начисленная за последний месяц, остальное — намеренное игнорирование такой строки в структуре платежа, как общедомовые нужды (ОДН)», — рассказывает Юлия Гергель, начальник процессингового центра энергосбытовой организации.
2 млрд рублей должны горожане.
Омичи отказываются платить за ОДН, потому что этот счёт зачастую равен основному потреблению. На самом деле нужно просто немного постараться: по словам представительницы компании, в зданиях, где старшие по домам регулярно собирают данные с индивидуальных счётчиков электроэнергии, сумма, предъявленная к оплате, снизилась в 3−4 раза.
Коммунальные службы готовы идти навстречу абонентам, предоставляя беспроцентную рассрочку на погашение долга. Обратившись с заявлением в ту или иную компанию, клиент получает возможность выбрать для себя комфортную сумму платежа и спокойно вносить её каждый месяц. По крайней мере, в отношении совестливых и готовых к исправлению абонентов не будут задействованы крайние меры по отключению от того или иного ресурса. Остановят ресурсники и судебное делопроизводство.
Пени долой!
«За 2015 год доля судебных производств в пользу компаний жилищно-коммунального комплекса составила 11% от общего числа взысканий, на сумму 913 млн рублей, — поясняет Мария Кель, ведущий специалист отдела организации исполнительного производства УФССП России по Омской области. — При этом сегодня вернуть удалось лишь половину долга. Ещё примерно столько же предстоит взыскать».
Если сумма долга за коммунальные услуги превысила 10 тыс. рублей, должника могут объявить в розыск. До конца декабря избежать подобной участи можно, погасив долг. Поставщики коммунальных услуг готовы полностью или частично списать с должника пени за просрочку.