Любители авиационной техники в недоумении и ожидании не вполне приятных событий. Ещё весной, в марте месяце в Государственную Думу от имени Правительства РФ был внесен законопроект, который касался регистрации легких воздушных судов, максимальной взлетной массой до 5700 килограммов, и вертолетов весом до 3100 килограммов, а также сверхлегких воздушных судов максимальная взлетная масса которых составляет не более 495 килограммов. В проект закона также было введено понятие беспилотного воздушного судна, которое управляется пилотом находящимся снаружи, дистанционно.
При этом, согласно этому вполне разумному законопроекту, регистрации подлежали гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких с массой конструкции 115 килограммов и менее, (фактически, это мотодельтапланы и аналогичные аппараты), и беспилотные гражданские воздушные суда, за исключением аппаратов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.
При этом обычные и легкие аппараты подлежали регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а сверхлегкие – «в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации». Воздушные суда весом менее 115 килограмм. и беспилотники до 30 килограмм, согласно проекту Правительства, от регистрации освобождались.
Однако, вред пришел большой тучей с западной стороны. Как выяснили депутаты Госдумы, в Соединенных Штатах регистрации подлежат беспилотники начиная всего с 250 грамм. Поскольку Америка для нас большой авторитет, то депутаты просто добавили эту американскую норму к законопроекту Правительства. Неизвестно, имело ли место какое-либо обсуждение этой нормы с общественность – во всяком случае, известные мне энтузиасты малой авиации дружно и солидарно выступают против такого нелепого ужесточения, сразу в сто с лишним раз, с 30 килограмм, как было в проекте Правительства - до 250 грамм, по думскому документу.
Регистрация необходима, настаивают депутаты, так как даже малый беспилотник может быть, по их словам: «опасен в случае применения в условиях терактов». Однако, что-то подсказывает, что террористы регистрировать свои суда не станут, а введенные правила лишь создадут проблемы для законопослушных граждан. Тем более, кто и как будут проводить этот учёт до сих по непонятно – на этот вопрос не смогли дать точный ответ даже разработчики закона, и правила его применения только будут писать. Согласно тесту закона: «Беспилотные гражданские воздушные суда, регистрируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации», однако такая тема даже не значится в повестке работы Правительства.
Ещё интересней сроки которые установили депутаты для своих революционных изменений. Если правительственный проект для реализации относительно небольших инноваций с регистрацией отводил целый год, то смелые депутаты – буревестники перемен – на революционный слом существующей системы отвели всего 90 дней, которые начнут свой отчёт сразу же после официальной публикации закона. Зачем такая спешка никто не поясняет, но видно, что люди зачем-то очень спешат.
Представляется очень сомнительным, что за столь короткий срок возможно запустить обещанный гражданам электронный портал, на котором можно будет проводить задуманную депутатами регистрацию летающих игрушек он-лайн – тем более, что подобные гос. заказы у нас распределяются после подведения итогов конкурса, который пока даже не объявлен. Скорее всего, на это понадобится не менее года, а то и более того.
Продавцам летающих изделий также впору беспокоиться: согласно проекту закона: «Беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Такого порядка разумеется тоже нет, когда он будут написан и принят - неизвестно, и что в нём будет написано, какие предъявлены требования к импортёрам – неизвестно тоже, даже приблизительно. Вот я бы остереглась заниматься бизнесом, где в скором времени от вас собираются потребовать неизвестно что, причем, как у нас принято, сразу и немедленно.
По видимому, многочисленные истории последних лет, когда вводятся новые требования и процедуры, под которыми очевидным образом нет или технической базы, или базы законодательной ничему не научили депутатов. Крайними, как всегда станут пользователи и эксплуатанты, которые в какой-то момент станут «нарушителями поневоле».
При этом те, кто запускает на лужайке перед домом управляемые авиамодели (беспилотники) весом 250 и более грамм теперь не «играют», а носят гордое имя: «командира беспилотного воздушного судна», который, согласно Закону, вправе : «принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке беспилотного воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета … с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения». Мне вот очень интересно, а депутаты когда вносили все эти поправки - представляли себе, как все это будут выглядеть на практике?
Но не только в игрушках дело. Владельцы игрушек как их запускали, так и будут запускать, только некоторое время будут делать это незаконно (чай не впервой, живем же в России), а торговцы – торговать изделиями незаконно, раздавая, как водится, взятки проверяющим. Накачивать мышцы правого нигилизма нам вполне привычно, не впервой. Но вот бизнес, который занимается малыми беспилотниками – явно попадает на большие проблемы с сертификацией выпускаемой техники. Это тем более обидно, что разработка беспилотников стала одной из тех немногих ниш, где российский инженер и изобретатель может проявить себя не в области бытовых услуг и продаж шаурмы на рынке, а во вполне высокотехнологичной, современной и быстрорастущей отрасли. И это не только теория – в России уже появились десятки малых предприятий, которые, конкурируя друг с другом пытаются сделать «идеальный малый беспилотник», как для военных так и для гражданских применений. И многие вполне успешно.
Если посмотреть изменения внесённые депутатами в Воздушный Кодекс, то получается, что теперь беспилотные авиационные системы подлежат «обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами», то есть в общем порядке с самолётами. Какой-либо отдельный или упрощенный порядок для них не только не установлен, но даже не обещан. Чем это закончится предугадать нетрудно: государственные КБ смогут выполнить требования сертификации, а новые и малые частные фирмы – нет. Выходом для них станет, скорее всего – закрытие, или перевод бизнеса в страны, где действует более лояльный к малой авиации порядок . А может быть, с этой целью - убить конкурентов - все и было задумано?
Обдуманы ли эти решения Государственной Думы? Возможно, депутаты поторопились, и здесь необходимы дополнительные общественные слушания с участием и депутатов, и производителей техники, и заинтересованных граждан, недовольных тем, что чиновники им снова слегка «подрезали крылья». Тем более, что закон как раз находится на утверждении сенаторов в Совете Федерации, где можно и нужно обсудить все последствия принятия.