Вооружённые силы Турции готовы демонстрировать «славные традиции предков»
Во вторник армейские подразделения Турции выдвинулись к границе с Сирией и подвергли обстрелу контролируемый сирийскими курдами город Таль Абьяд. Этот населённый пункт, отбитый у радикальных исламистов в июле этого года, расположен на важной автотрассе, ведущей из Турции в Ракку, столицу террористического «Исламского государства». Обстрел, как отмечают арабские СМИ, носил демонстративный характер и, видимо, преследовал цель спровоцировать курдское ополчение, подконтрольное партии «Демократический союз», которая считается союзником «Курдской рабочей партии», на ответные действия.
Таких примеров вторжения турецких военнослужащих в приграничные районы Сирии и Ирака немало. Они – наглядное проявление нынешней внешней политики Турции, одним из основных инструментов которой в Анкаре рассматривают вооружённые силы. В стране реализуется комплекс промышленных программ и мероприятий по военному строительству, направленных на укрепление турецкой армии, её подготовку к ведению боевых действий как самостоятельно, так и в составе ОВС НАТО.
Сегодня турецкая армия вторая по численности после армии США в НАТО. Под ружьём стоит свыше 410 тыс. военнослужащих (без учёта 170-тысячной жандармерии, используемой как внутренние войска), а в угрожаемый период предполагается дополнительно использовать военно-обученный резерв численностью до 90 тысяч человек.
Военная служба в Турции обязательна для всех лиц мужского пола в возрасте от 20 до 41 года, у которых отсутствуют медицинские противопоказания. Срок службы – 12 месяцев, при этом дети богатых родителей могут откупиться от призыва (в 2013 году для этого надо было внести в госбюджет около 17 тысяч долларов США).
Основной вид турецких вооружённых сил – сухопутные войска (примерно 80 процентов от их общей численности). Имеется четыре командования полевых армий, девять командований армейских корпусов. Они включают в себя три механизированные и две пехотные дивизии, 39 отдельных бригад, два полка коммандос и пять пограничных полков, а также учебную танковую дивизию, четыре учебные пехотные и две учебные артиллерийские бригады.
По принятой восемь лет назад программе «Вооружённые силы-2014 год» к концу этого года численность сухопутных войск предполагалось сократить до 280–300 тысяч человек и ликвидировать командования двух полевых армий: 3-й (группировка на границах Армении и Грузии) и 4-й Эгейской (на западном побережье Турции). На базе существующих командований 1-й и 2-й полевых армий планировалось создать два региональных командования – восточной и западной группировок войск. Однако в открытой печати пока нет подтверждения тому, что эти намерения воплощены в жизнь.
Турецкая армия готовится к ведению боевых действий как самостоятельно, так и в составе ОВС НАТО
На вооружении соединений находятся более 3 тысяч танков, около 6 тысяч орудий полевой артиллерии, миномётов и РСЗО, почти 4 тысячи противотанковых средств. Но обилие техники не должно вводить в заблуждение. Относительно современных танков в турецкой армии немного: немецких машин «Леопард-2А4» – 339 и «Леопард-1» – 392. Устаревших американских танков М60 – около 1200. Ещё 1200 машин – американские M48 (на хранении или в учебных центрах).
В боевом составе ВВС насчитывается 21 авиационная эскадрилья, из которых восемь истребительно-бомбардировочных, семь истребительных ПВО, две разведывательные и четыре учебно-боевые. В их распоряжении 34 аэродрома. Основу парка боевой авиации составляют 168 многоцелевых истребителей F-16С, имеется также 40 учебных машин F-16D и 40 устаревших истребителей Canadair NF-5.
Наземная ПВО представлена устаревшими американскими ЗРК средней дальности (120 пусковых установок) и 84 английскими ЗРК ближней дальности «Рапира». Анкара намеревалась модернизировать систему ПВО за счёт контракта с КНР на поставку 12 дивизионов ЗРК большой дальности HQ-9, но в прошлом месяце контракт на 3 млрд долларов был турками разорван.
Военно-морские силы Турции включают в себя четыре командования – военно-морского флота, Северной и Южной военно-морских зон, а также учебное. В составе ВМС насчитывается свыше 85 боевых кораблей, среди которых 14 подлодок немецкой постройки, 8 фрегатов УРО, 6 корветов, 29 десантных кораблей и более 60 боевых катеров.
Одна из главных проблем нынешней турецкой армии – нехватка современного вооружения. Турецкое руководство, видимо, осознаёт это и нацелено на модернизацию армии – но не за счёт покупки техники за рубежом, а путём развития собственной оборонной промышленности.
Многие военные эксперты признают нынешний уровень боеспособности турецкой армии довольно высоким. Она обладает обученным и дисциплинированным личным составом, в основу морально-психологической подготовки которого положена пропаганда боевых традиций турецкой армии. Солдатам внушается мысль, что каждый из них – наследник янычар и, «как истинный турок, должен в будущей войне ещё раз продемонстрировать славные традиции предков».
Согласно оценкам специалистов, турецкая армия подготовлена к проведению как противоповстанческих операций, так и широкомасштабных наступательных действий против своих азиатских соседей. Хотя на что на самом деле способны «новые янычары», показать может только настоящая война, а не их периодические вылазки против иррегулярных курдских отрядов.