Россия развивает военную инфраструктуру в Арктике
В последнее время многие страны выказывают растущий интерес к Арктическому региону и его освоению. Среди них не только примыкающие к Северному Ледовитому океану, но и не имеющие непосредственного выхода к нему. Повышенное внимание к Арктике наблюдается и со стороны международных организаций, таких как НАТО и ЕС.
Это вызвано тем, что в регионе находится примерно 25 процентов мировых неразведанных запасов углеводородов. Весьма перспективным для развития грузового сообщения Европы и Азии является Северный морской путь. Важное военное значение Арктики состоит в том, что через нее проходят кратчайшие траектории полета баллистических ракет в любое полушарие Земли. К примеру, с подводных позиций в северо-восточной части Баренцева моря можно поразить большинство приоритетных целей.
Для парирования возможных угроз безопасности России и наращивания военного потенциала страны в Арктике, который существенно снизился за последние два десятилетия по сравнению с суммарными возможностями США и НАТО, руководством РФ принято решение по восстановлению военной инфраструктуры в высоких широтах.
Как сообщил заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков, к Новому году будут завершены и обустроены 437 объектов для размещения формируемых воинских частей в поселке Рогачево (архипелаг Новая Земля), на островах Земля Александры (Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), Котельный (Новосибирские острова), Врангеля и на мысе Шмидта (Чукотский автономный округ). На эти территории за год морским и воздушным транспортом было завезено более 106 тысяч тонн строительных материалов – почти в три раза больше, чем в 2014-м. Кроме того, службы материально-технического обеспечения Минобороны РФ доставили в отдаленные гарнизоны Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока более 140 тысяч тонн различных материальных средств.
Дмитрий Булгаков отметил активное участие Минобороны в V международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», который прошел в Санкт-Петербурге 7 и 8 декабря. Военные специалисты были задействованы во всех ключевых мероприятиях, обсуждались вопросы социально-экономического развития, транспортного потенциала, технического обеспечения, экологической безопасности и здравоохранения.
По словам замминистра, повышение роли региона для дальнейшего экономического развития и обеспечения безопасности России от широкого спектра потенциальных угроз обусловливает необходимость нашего постоянного военного присутствия. Однако Россия не ведет милитаризацию Арктики.
Обустройство шести российских военных баз в Арктике практически завершено, сообщил высокопоставленный источник в Генштабе. Речь идет об объектах, развернутых на островах Котельный, Земля Александры, Средний, Врангеля, в поселке Рогачево и на мысе Шмидта. Инфраструктура включает административно-жилищные комплексы – военные городки замкнутого цикла, аэродромы, боевые позиции арктических частей и подразделений. К Новому году базы примут сотни российских военнослужащих, уточнил источник.
В 2016 году военные продолжат строить и совершенствовать арктическую инфраструктуру, а также комплектовать группировки войск на севере личным составом, вооружением и техникой. «Усиление группировок в арктической зоне планируется завершить к концу 2016 года, в течение 2017-го намечено завершить возведение оставшихся инфраструктурных объектов и совершенствование аэродромной сети, чтобы к 2018 году иметь в Арктике самодостаточные мобильные группировки войск», – добавил источник. По его словам, всего РФ планирует построить в регионе 13 аэродромов и 10 технических радиолокационных пунктов.
Россия в 2015 году сформировала и развернула в Арктике два отдельных зенитных ракетных полка, оснащенных ЗРС С-400 «Триумф». Для прикрытия этих систем от воздушных атак развернуты батареи ЗРПК «Панцирь-С». Кроме того, на Новой Земле развернут береговой ракетный дивизион, оснащенный комплексами «Бастион». Эти части и подразделения круглосуточно несут боевое дежурство.
Кроме того, береговые ракетные, зенитные ракетные и ракетно-артиллерийские части и подразделения находятся на боевом дежурстве на других арктических островах и в некоторых материковых районах российской Арктики. Во всех местах дислокации вдоль Северного морского пути – от Кольского полуострова и Новой Земли на западе до Анадыря и мыса Шмидта на востоке – также оборудованы и обустроены пункты управления авиацией, позиции подразделений радиотехнической, радиолокационной и космической разведки. Все они выполняют боевые задачи.
Строительством военной инфраструктуры в Арктике Россия активно занимается все последние годы. В конце 2014-го на базе Северного флота было создано Объединенное стратегическое командование, куда вошел также ряд частей и подразделений Западного, Центрального и Восточного военных округов. Кроме того, для нового командования создаются новые соединения, в частности две мотострелковые бригады.
На Северном флоте заступил на боевое дежурство по охране государственной границы новый зенитный ракетный полк Кольского соединения ПВО. Он сформирован и постоянно дислоцируется на архипелаге Новая Земля. На его вооружении стоят модернизированные зенитные ракетные комплексы С-300, способные гарантированно поразить средства воздушного нападения противника в радиусе нескольких сотен километров.
ЗРК, дислоцирующийся на Новой Земле, стал первой полноценной воинской частью Северного флота, сформированной на островах Северного Ледовитого океана. До этого времени на арктических архипелагах формировались только отдельные подразделения и группы.
Севморпуть открыт
В регионе постоянно нужны ледоколы. И здесь у России есть необходимый научно-технический задел, позволяющий развернуть проектирование и строительство судов разных типов. Безусловным мировым лидером в этой области является ЦКБ «Айсберг», которое разрабатывает несколько моделей атомных ледоколов.
Как сообщил ТАСС генеральный директор – главный конструктор ОАО «ЦКБ «Айсберг» Александр Рыжков, на Балтийском заводе ведется строительство трех атомоходов проекта 22220 для ФГУП «Атомфлот». Это уникальные корабли, на которых новые моноблочный реактор, паротурбинная установка, система электродвижения, автоматика. Ледокол способен изменять осадку в диапазоне от 8,5 до 10,5 метра, что позволяет ему работать как на трассах Севморпути, так и в устьях сибирских рек.
При максимальной осадке 10,5 метра ледопроходимость составляет 2,8–3 метра, что позволяет ледоколу работать в восточном районе Арктики круглогодично. Благодаря примененным в проекте 22220 техническим решениям новые атомоходы способны заменить сразу два типа ледоколов – морские проекта 10521 («Ямал», «50 лет Победы») и мелкосидящие проекта 10580 («Таймыр», «Вайгач»).
Кроме того, в ЦКБ «Айсберг» разрабатывается плавучий атомный энергоблок проекта 20870 «Академик Ломоносов», который планируется разместить в поселке Певек Чукотского автономного округа в составе плавучей атомной теплоэлектростанции. Данный проект является инновационным, не имеющим аналогов в мире. Плавучая атомная электростанция должна проработать не менее 40 лет.
В ЦКБ «Айсберг» также создается самый мощный в мире атомный ледокол проекта 10510 («Ледокол-Лидер»). Его мощность – 120 МВт,
максимальная ледопроходимость – 4,3 метра, а при толщине льда два метра ледокол способен проводить транспорты со скоростью свыше 11 узлов, тем самым обеспечивая экономически эффективную скорость движения по трассам Севморпути. Благодаря «Лидеру» СМП может быть превращен в постоянно действующую магистраль. Проводку судов обеспечат круглый год по расписанию в независимости от погодных условий и ледовой обстановки. «Лидер» будет незаменим при вывозе углеводородов с ямальских месторождений в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В совместной работе с Крыловским государственным научным центром (КГНЦ) уже подготовлен концептуальный проект ледокола, проведены испытания в опытовом бассейне. Ожидается, что с 2016 по 2019-й будет вестись разработка технического проекта, а к 2024 году корабль должен быть сдан заказчику.
Макет ледокола «Лидер» проекта 10510 был представлен на V международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». Как сообщили представители КГНЦ, проработаны варианты создания ледокола в трехкорпусном исполнении, что обеспечит надежную проводку судов шириной до 60 метров при повышенных показателях энергоэффективности.
Федеральная целевая программа «Развитие морской гражданской техники» на 2009–2016 годы включает в себя работу над эскизным проектом и первый этап испытаний модели подобного корабля. Данные мероприятия уже были проведены специалистами ЦКБ «Айсберг» и Крыловского центра. Заказчик – ФГУП «Атомфлот» остался доволен результатами.
Кроме «Лидера» на стенде КГНЦ были установлены макеты других разработок предприятия, в том числе транспорта снабжения проекта 22420, бурового судна проекта БС035 и мелкосидящего ледокола проекта 22740.
АО «Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова», входящее в Росатом, занимается эскизным проектом новой ядерной энергетической установки (ЯЭУ) РИТМ-400, создаваемой для перспективного ледокола большой мощности. Ожидается, что с начала 2016 года работы по «Лидеру» будут интенсифицированы.
Еще один образец, разрабатываемый ЦКБ «Айсберг», – многофункциональный атомный ледокол офшорного типа мощностью 40 МВт (проект 10570). Здесь была применена концепция создания судна – унифицированной базовой платформы с выполнением различных комплектаций, имеющих идентичные решения по общей компоновке, корпусу, энергетической установке, движительно-рулевому комплексу, системе динамического позиционирования класса Dynpos-2 и многому другому. Предлагаемая концепция позволяет создавать ледоколы, способные обеспечить широкий круг работ на арктическом шельфе на базе единых проектных решений, что позволит сократить стоимость проектирования и строительства.
На базе единой платформы могут быть созданы различные варианты ледокола: многофункциональный атомный с малой осадкой; снабженец; снабженец с функциями буксировки и якорезаводки; инспекционный, технического обслуживания и ремонта подводных нефтегазодобывающих сооружений; для стимуляции добычи углеводородов; для проведения сейсмоисследований по поиску нефтегазовых месторождений. Конкретная комплектация каждого варианта может быть уточнена по требованиям заказчика.
Есть задел новых патрульных судов для Арктики. В частности, как сообщил начальник – главный конструктор центрального конструкторского бюро «Балтсудопроект» Андрей Обухов, разработан проект корабля, позволяющего выполнять все функции по защите ресурсов РФ в высокоширотных районах. Проекту пока не присвоен номер. Несколько вариантов находится на рассмотрении в Министерстве обороны РФ. Если на данные корабли поступит заказ, их строительство может начаться в 2017–2018 годах на судостроительном заводе «Пела» в Ленинградской области.
Доставку грузов в Арктике обеспечит атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», проектные работы по дооснащению которого ведутся в настоящее время. На нем проводится серьезная модернизация, корабль возрождается для различных нужд, в том числе в интересах Государственной программы развития Арктики, сказал глава «Балтсудопроекта».
«Севморпуть» может быть использован для выполнения различных задач, в том числе в интересах транспортной безопасности, поскольку является судном ледового класса, способным перевозить грузы любых габаритов.
Модернизация лихтеровоза началась в декабре 2013 года по заказу ФГУП «Атомфлот». Судно восстанавливается с учетом высоких современных требований по ядерной и экологической безопасности, с применением новейшего оборудования для обеспечения строительства и модернизации инфраструктуры аэродромов и портов в различных регионах Крайнего Севера.
«Севморпуть» проекта 10081 – единственное российское ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Его проектно-техническая документация была разработана ЦКБ «Балтсудопроект» в 1978 году по спецзаданию правительства СССР. Строительство велось на Керченском судостроительном заводе «Залив» имени Б. Е. Бутомы. После сдачи судна в эксплуатацию в 1988 году оно осуществляло как международные, так и внутренние рейсы по СМП. В 2000-е находилось на длительной стоянке в Мурманске, пока в 2013 году не было принято решение о восстановлении.
Водоизмещение лихтеровоза – 61 880 тонн, длина – 260 метров, мощность главного турбозубчатого агрегата – 29 420 кВт, скорость полного хода – 20,8 узла. Судно может перевозить 74 лихтера грузоподъемностью по 300 тонн либо 1328 контейнеров.
Крылья Севера
Как было заявлено в ходе секционных заседаний форума «Арктика: настоящее и будущее», весьма тяжелое положение сегодня сложилось с авиапарком, обеспечивающим полеты в условиях Крайнего Севера. Тем не менее Россия планирует использовать в Арктике самолеты Ил-112 и Ил-114, серийное строительство которых начнется в 2017–2019 годах.
«У нас заканчивается ресурс у авиации, которая способна летать в условиях Арктики. Это старые машины семейства Антонова. На смену им должны прийти новые самолеты семейства Ильюшина. Прежде всего мы рассчитываем на Ил-114 и Ил-112. Работы по их созданию развернуты. В 2017–2019 годах состоится их передача в серию», – сообщил информированный источник в правительстве.
Получит развитие и вертолетная техника, способная обслуживать шельфовые платформы. Это прежде всего доказавшие свою неприхотливость и уникальную работоспособность в Арктике Ми-17.
В интересах Минобороны РФ будет создан специальный аэростат грузоподъемностью 16 тонн, приспособленный к условиям Арктики, отметил коммерческий директор разработавшей проект компании «Авгуръ РосАэроСистемы» Михаил Талесников. Утверждается, что аэростат сможет выдерживать температуры до минус 55 градусов по Цельсию, ветер до 30 м/с, развивать скорость до 120–160 км/ч. Кроме того, обладает большой автономностью, взлетает и садится без аэродрома, включая водные и ледовые поверхности. Аэростат может также использоваться круглый год как жилой модуль и служить, например, госпиталем, базой и т. д.
Холдинг «Авгуръ РосАэроСистемы» разработал две модификации таких аэростатов – А-30 грузоподъемностью 16 тонн и А-100, способный поднимать до 60 тонн груза. Как ожидается, первый аппарат будет готов для представления заказчикам в 2019 году, второй – в 2020-м.
Министерство обороны РФ и, в частности, ВМФ проявляют интерес к арктическому вездеходу ТМ-140А разработки Курганмашзавода. Грузоподъемность машины составляет четыре тонны, вместимость кабины – семь человек, в том числе три спальных места. Пассажирский модуль рассчитан на восемь человек или четыре полноценных спальных места. Как рассказали на Курганмашзаводе, ТМ-140А может комплектоваться различными типами гусениц, есть варианты для снега с резиновым расширителем, а есть для межсезонья. Вездеход оснащается четырехтактным дизельным двигателем с газотурбинным наддувом ЯМЗ-236Б-2 мощностью 250 л. с. (184 кВт). Запас хода с дополнительными топливными баками составляет 800 километров. Нагруженная машина сохраняет плавучесть и способна перемещаться по воде со скоростью до 5 км/ч.
В настоящее время годовой выпуск вездеходов составляет от 50 до 100 единиц. Существует модификация грузовой платформы со свободной планировкой, которая может быть адаптирована под требования Минобороны. «Мы готовы поставить для военных вездеход с интегрированным модулем, созданным под требования заказчика для северных широт России», – подчеркнули на Курганмашзаводе.
Совместное российско-белорусское предприятие (СП), готовое приступить к работе в Республике Коми, будет серийно производить снегоболотоход разработки «БелГАЗавтосервис». В Минске изделие уже производится и пользуется повышенным спросом у пограничников и работников национального аэропорта. Разработка инициирована специалистами, имеющими большой опыт работы на Крайнем Севере. «Это третья модификация, которая производится в Белоруссии. Болотоход преодолевает все препятствия, способен плавать, транспортировать до 12 вооруженных пограничников или груз соответствующей массы. Поэтому я надеюсь, что и российские военные его по достоинству оценят», – отметил заместитель генерального директора «БелГАЗавтосервиса» Андрей Провоторов. Снегоболотоход на 80 процентов состоит из комплектующих Горьковского автозавода, представителем которого на территории Белоруссии является «БелГАЗавтосервис». В частности, раздаточный вал взят от полноприводной модели ГАЗ-3308 «Садко», а кабина – от «Газели-бизнес». Цилиндрический фургон покрыт стеклопластиком, установлены планерные редукторы собственной разработки. То есть снегоболотоход включает нижегородские детали и белорусские ноу-хау.
Большое достоинство снегоболотохода – хорошо налаженные сервис и логистика. Поломка какой-то детали, притом что изделие отличается сверхвысокой надежностью, не составит проблемы. ГАЗ широко представлен и в России, и в Белоруссии, на территории которых действует множество дилеров.
Несмотря на то, что снегоболотоход стоит достаточно дорого, он, по оценкам экспертов, оправдывает себя и по параметру «стоимость-эффективность» превосходит все имеющиеся в России аналоги. ГАЗ сертифицировал снегоболотоход в России, Казахстане и Белоруссии.
Окончание года ознаменовалось передачей Минобороны РФ первого вертолета для арктических условий Ми-8АМТШ-ВА, созданного на Улан-Удэнском авиационном заводе. Появится и аналогичная гражданская версия, заявил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев: «Она необходима как субъектам Российской Федерации для создания транспортной инфраструктуры в северных регионах, так и компаниям нефтегазового сектора для обеспечения офшорных проектов». Интерес к данному типу вертолета помимо Минобороны проявляют и другие российские силовые структуры.
Вертолет Ми-8АМТШ-ВА был создан специально для работы в северных регионах страны при температуре ниже минус 40 градусов. Дальность его полета с дополнительными топливными баками составляет более 1300 километров. Ми-8АМТШ-ВА оснащен двигателями ВК-2500-03 и усиленной трансмиссией. Увеличенная энергомощность вспомогательной силовой установки ТА-14 обеспечивает автономное питание энергоемких изделий-потребителей.
Повысить эффективность пилотирования и точность навигации вертолета в местности, где мало ориентиров, в условиях полярной ночи позволяют цифровой автопилот и несколько систем навигации, в частности дублированная спутниковая, а также цифровая навигационная система со встроенным генератором карт и бесплатформенной инерциальной системой, позволяющей определить текущие координаты вертолета без спутниковых сигналов. На машине установлены система наблюдения за воздушной обстановкой для контроля в условиях низкой видимости за местоположением других воздушных судов и поисковый радиопеленгатор для поиска терпящих бедствие людей и техники. Ми-8АМТШ-ВА адаптирован под применение очков ночного видения, имеет спецоборудование, в том числе для разогрева воды и пищи.