Еще после занявшего всю первую половину дня участников заседания Совета ОДКБ Александр Лукашенко жаловался на то, что денек выдался нелегкий. После сессии Высшего евразийского экономического совета, продлившегося целых два часа, ему оставалось только повторить свои слова. Тем более, что проблема, над которой бились президенты России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении, похоже, вообще не имела разрешения. Во всяком случае сейчас.
- С 1 января будущего года начинает действовать соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом, - описал задачу на правах председательствующего в этом году в ЕАЭС Лукашенко. - Складывается серьезная ситуации в отношении зоны свободной торговли СНГ. Не только у России, но и у всех нас есть определенные озабоченности по этому поводу. Российская федерация вела переговоры с Евросоюзом на эту тему. И как сегодня доложил вице-премьер Шувалов, ни о чем пока не договорились.
Тут он хотел допустить, что все еще можно исправить, надо только попробовать еще раз сесть и поговорить. Но тут же сам спохватился - а когда?
- Есть опасения, что и разговора больше не будет до 1 января, - признал Лукашенко. - Уже и времени нет. Они уже все на каникулы уходят, а потом мы следом за ними. Поэтому может сложиться ситуация, когда товар Украины будет замещен товаром ЕС, а их товар хлынет на нашу территорию. Еще большее опасение вызывает то, что товары Евросоюза, попав по нулевой пошлине на Украину, если мы не защищаемся, по зоне свободной торговле СНГ попадают на территорию всего СНГ.
Проблема, над которой бились президенты России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении, похоже, вообще не имела разрешения. Во всяком случае сейчас.Фото: REUTERS
В общем, это явно была не задачка для третьего класса. Специалисты предсказывают, что вступление Украины в зону свободной торговли с Европой, убьет существенную часть украинской промышленности. Но этот снаряд рикошетом задевает и бывших украинских партнеров по СНГ, а соответственно бьет и по странам ЕЭС.
- Президент России принял указ и защитил Российскую федерацию от такой ситуации, - продолжал Лукашенко. - Но это касается и нас в Евразийском экономическом союзе. Мы обсуждали этот сложный вопрос. Не буду пересказывать, о чем шла речь, какие нюансы вызывают настороженность. Но мы приняли решение: в течение первого квартала ряд вопросов мы изучаем и рассматриваем, как поступить, прежде всего Казахстану и Белоруссии, чтобы поддержать нашу союзническую Россию.
Логичным выходом из ситуации, чтобы "поддержать союзническую Россию", для Казахстана и Белоруссии было бы тоже перевести Украину на тот же самый "режим наибольшего благоприятствования". Но их экономика гораздо сильнее завязана на товарах Незалежной. Поэтому батька предложил окольный маршрут:
- В течение полугода мы переходим полностью на электронное декларирование товаров, которые будут перемещаться в рамках Евразийского экономического союза. Пример этому есть - электронное декларирование между Россией и Белоруссией. Мы можем взять этот вариант или выдумать какой-то новый. Мы договорились за полгода выработать эти варианты.