При этом аналитики подчеркивают, что наиболее важным индикатором потребительского рынка является уровень инфляции.
Валютные курсы поставили на рыночные рельсы.
В канун Нового года белорусы по традиции насторожены. Не обескуражат ли 1 января курсы валют в обменниках? И во что превратятся декабрьские зарплаты в пересчете на товары и услуги? Перед тем, как давать прогнозы, имеет смысл совершить ретроспективный анализ некоторых событий на финансовом рынке.
Вернемся на год назад. В конце 2014-го наметилась тенденция стремительного удешевления нефти, на что российский рубль отреагировал довольно резко. На фоне ослабления валюты главного торгового партнера, Беларусь не смогла больше продолжать политику плавной девальвации. Национальный банк предпринял определенные шаги по выравниванию курсов, в том числе ввел комиссию на покупку иностранных денег. Но это была лишь временная мера. Впереди предстояли разработка и запуск новой концепции регулирования финансового рынка. В первом полугодии уходящего года курс доллара за несколько этапов стал рыночным. На белорусской валютно-фондовой бирже стартовал режим непрерывного двойного аукциона. Основным приоритетом для регулятора явилось снижение инфляции.
Как же вели себя рубль и доллар на торгах в новом режиме? Эксперт официального партнера компании ТелеТрейд в Беларуси Жанна Кулакова на заседании финансового клуба отметила два знаковых периода: «Обострился экономический кризис в Китае, осложнилась ситуация на нефтяном рынке. Ведь Китай, как известно, — крупнейший мировой импортер нефти. И от состояния китайской экономики глобальный спрос зависит в значительной степени».
Соответствующим образом на эти события отозвался российский рынок. Белорусский подтянулся следом. В этот период наблюдалась полная обратная корреляция между нефтяными ценами и курсами валют в Беларуси. Курс белорусского рубля вел себя совершенно по-рыночному. Реагировал на каждое изменение ценовых котировок. Когда нефть все-таки поднялась в цене, белорусскому рублю удалось даже немножко укрепиться.
В ноябре курс доллара в Беларуси рос почти каждый день. Ставились все новые и новые рекорды. Нефть в ноябре тоже дешевела. Хотя наиболее важным фактором явилось укрепление доллара на мировой арене, ставшее результатом ужесточения денежно-кредитной политики ФРС США.
Таким образом, нельзя сказать, что белорусский рубль стал крепче. Не приходится говорить и о валютной стабильности. Зато следует отметить гибкость и рыночность валютных курсов в уходящем году. Действия регулятора позволили избежать повторений резкой девальвации и ажиотажа возле обменников. Благодаря тому, что валютные курсы соответствовали рыночным условиям, наша экономика смогла продолжать свое развитие, уверена эксперт.
Пятьсот «зеленых» в расчетном листке — мечта или реальность?
В 2012—2013 годах наблюдалось воистину космическое превышение темпов инфляции над темпами девальвации. В нынешнем году это соотношение, рекордно низкое по итогам пятилетки, составило всего лишь 0,2%.
По итогам 11-ти месяцев инфляция остановилась на отметке 10,7%. И, по мнению аналитиков, за год этот показатель не одолеет планку 12%. В немалой степени обуздать инфляцию, считает Жанна Кулакова, удалось благодаря «замораживанию» зарплат работников. Прирост номинальных зарплат в 2015 году составил всего 9,5% — самый низкий процент за последние пять лет. В октябре среднестатистический белорус заработал около 390 долларов. Собственно говоря, примерно эти же цифры официальная статистика приводила в 2008—2011 годах. Попытки искусственно завысить зарплаты, комментирует эксперт, заканчиваются тем, что все возвращается на круги своя.
читайте также