Королевский институт международных отношений считается «мозговым центром №1» в Великобритании. Обычно его называют «Чатем Хаус» (Chatham House) в честь первого владельца лондонского особняка, где находится институт - Уильяма Питта Старшего, графа Чатема. Он был премьер-министром Великобритании в середине восемнадцатого века.
Ребята из «Чатем Хаус» пристально изучают Россию уже почти столетие – с момента его создания в 1920 году. И меня, конечно же, интересовало, что они думают о нас и вообще о том, что происходит вокруг.
Робин Ниблетт, который уже девять лет возглавляет институт, в самом начале нашего разговора предупреждает: он не занимается «мелочевкой». Поэтому сразу беру быка за рога: как он оценивает международную ситуацию?
- Она взрывоопаснее, чем когда-либо после победы над Гитлером, - констатирует мистер Ниблетт. - Международный порядок за минувшие десятилетия очень сильно изменился из-за целого ряда факторов: глобализация, окончание холодной войны, резко возросшая роль Китая и ряда других государств, «арабская весна»… А в последнее время нестабильность в мире обостряется поистине «гулливеровскими» темпами в связи с Сирией и Украиной, а также проблемой беженцев в Европе.
В то же время обязательства Великобритании остаются прежними, поскольку она - член ЕС и НАТО. Правда, есть и серьезные перемены. Лондон до недавних пор ставил во главу угла «особые отношения» с Вашингтоном, даже за счет, как выразился директор института, «принижения» стратегической роли ЕС. Однако такая позиция сегодня воспринимается на берегах Темзы как неправильная. Особенно учитывая, что США постепенно переориентируют фокус своего внимания (и в дипломатии, и в безопасности) с евро-атлантического региона и Ближнего Востока на азиатско-тихоокеанскую часть планеты. А там британцы отнюдь не основные игроки. Хотя Великобритания и Соединенные Штаты продолжают тесно сотрудничать, особенно в области разведки и борьбы с терроризмом.
- Что вы думаете об антитеррористической коалиции? – интересуюсь я.
- Официальный Лондон все яснее осознает: необходимо координировать противодействие терроризму. И Альбион не одинок, другие европейские государства тоже стали двигаться по этому пути, - отвечает мистер Ниблетт.
Он напоминает о том, как изменился настрой в британском парламенте. Год назад депутаты дали «зеленый свет» лишь бомбардировкам позиций «Исламского государства» (организация запрещена в РФ) в Ираке, а в начале декабря высказались за авиаудары и в Сирии. Теперь они наносятся на регулярной основе. К военной кампании против террористов присоединилась и Германия.
- Обращаю внимание на еще один важный момент, – говорит мистер Ниблетт. - Британские лидеры, прежде всего премьер-министр Дэвид Кэмерон и министр иностранных дел Филип Хаммонд, ослабили антироссийскую риторику. Наша страна, конечно, обязана защищать своих союзников по НАТО от возможных угроз, но планка сотрудничества и контактов между Лондоном и Москвой повышается. Слова Черчилля о том, что у Англии нет ни друзей, ни врагов, а есть национальные интересы, остаются нашим кредо. Многие наши эксперты считают, что координация действий с Россией в отношении «Исламского государства» поможет быстрее закончить войну в Сирии. И тогда, надеемся, уменьшится гигантский наплыв беженцев, который вверг Европу в страх, замешательство и разногласия.
… Наш разговор продолжался больше часа, и далеко не со всеми тезисами влиятельного эксперта можно согласиться. Но все же «компас» в старинном особняке «Чатем Хаус» показывает правильное направление.
Лондон.