На прошлой неделе председатель ДУМ РФ и Совета муфтиев России Равиль Гайнутдинов заявил о том, что «российские мусульмане должны быть миротворцами» и Совет муфтиев готов содействовать урегулированию российско-турецких отношений.
Такая «турецкая позиция» сразу же вызвала волну негодования в российском обществе. «Это может расцениваться как проявление «протурецкой позиции» и поставить на повестку дня вопрос о доверии к нему со стороны власти и других религиозных организаций России», - говорится в открытом письме главы Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС) религиоведа Романа Силантьева. Недоумение позиция муфтия вызвала не только у Силантьева, но и у многих других. Причем эксперты припоминают Гайнутдинову другие дружественные шаги в отношении Турции.
Например, вот еще один факт из категории «странных». В 2014 году муфтий Равиль Гайнутдин был приглашен на заседание меджлиса крымско-татарского народа в Симферополь. И когда там один из вождей меджлиса - Рефат Чубаров, ныне находящийся на Украине, стал выступать за образование крымско-татарской автономии (по сути, автономии в автономии), то муфтий Равиль Гайнутдин не возразил ему ни единым словом. Просто отмолчался. А ведь с Чубаровым Равиль Исмагилович знаком давно и достаточно хорошо. Кстати, ни слова муфтий не произнес и по поводу блокады, сначала продовольственной, а потом и энергетической, которую крымские татары вместе с националистами запрещенного в России «Правого сектора» устроили живущим на полуострове людям, в том числе и местному мусульманскому населению. Еще одна странность. Хотя кому еще, как не председателю президиума Духовного управления мусульман европейской части России, обратить внимание на тяготы единоверцев и не помочь облегчить им жизнь? Даже после установления блокады и откровенно русофобских и антироссийских заявлений Рефат Чубаров не дождался от друга Равиля Гайнутдина ни одного укоризненного слова. Впрочем, в СМИ уже давно появились неоднозначные слова муфтия. «Коренное население не хочет работать, после получения зарплаты они пропадают на 15 - 20 дней, и в это время станки стоят, с этими рабочими производить что-либо невозможно», - заявил он. То ли дело мигранты-гастарбайтеры из мусульманских постсоветских республик: «Они не пьянствуют, они дисциплинированны, трудолюбивы, если зарплату получают, то отправляют ее домой, чтобы накормить свои семьи». После таких слов возникает ощущение, что своим величием Россия обязана ордынским ханам.
Не менее странным образом муфтий отмолчался и после истории со сбитым турками над территорией Сирии российским бомбардировщиком Су-24. По этому поводу он произнес нечто невнятное о том, что готов служить примирению России и Турции. Дело, безусловно, благородное. Но сначала все же надо дождаться извинений от виновной в инциденте стороны. Верховный муфтий Талгат Таджуддин, например, и мусульмане Северного Кавказа вместе с региональными духовными лидерами немедленно поддержали действия российского руководства в Сирии, а Таджуддин потребовал от Турции извинений. Муфтий Москвы и Центрального региона Альбир Крганов заявил, что «российские мусульмане все больше задумываются о приостановке контактов с исламскими организациями Турции, которые ранее всегда активно выступали в поддержку борьбы с терроризмом, а на фоне ситуации со сбитым российским Су-24 отделываются молчанием. А вот Равиль Исмагилович сначала долго держал паузу, а потом облек свое заявление в наиболее обтекаемую форму, заявив, что «точка бесповоротного отсчета не пройдена». Как написал в своем открытом письме ученый-исламовед Роман Силантьев, муфтий Равиль Гайнутдин «не намерен прекращать сотрудничество с министерством по делам религий Турции и отказался комментировать уничтожение российского самолета турецкими ВВС, ссылаясь на то, что он не политик, а религиозный деятель». Как сообщает Newsru.com, «Силантьев напомнил, что с момента учреждения императрицей Екатериной II института муфтиятов Россия неоднократно вступала в конфликты с Турцией и, по его словам, «каждый раз российские муфтии безоговорочно выступали в поддержку своей страны», а вот «муфтий Равиль Гайнутдин нарушил эту традицию, указывая на свой аполитичный статус, который тем не менее не мешал ему раньше публично одобрять действия НАТО».
КСТАТИ
Летят перелетные птицы…
В связи с обострением российско-турецких отношений внимание СМИ привлекла деятельность председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина. Как сообщает «Независимая газета», он «очень любит зарубежные поездки» и за последние два года «провел за границей 174 дня», причем особенно близкой для него оказалась Турция. Муфтия «связывают давние особые отношения с тамошним президентом Реджепом Эрдоганом», отмечает издание.
ПОДРОБНОСТИ
А действительно ли настолько он аполитичен?
Все эти странности объяснимы всего лишь двумя словами - Турция, Эрдоган. Равиль Гайнутдин активизировал контакты с руководством Турции в 2013 году, когда Реджеп Тайип Эрдоган был премьер-министром Турции, но избрание Эрдогана президентом никак не сказалось на их сотрудничестве. Эрдоган (или Турция) оказался одним из главных спонсоров строительства новой Соборной мечети в Москве, на торжественное открытие которой пригласили турецкого президента. И только Москвой их сотрудничество не ограничивается. В августе нынешнего года Турция стала спонсировать строительство новой большой мечети в Крыму. Напомним, там последователей ислама курирует наш шейх Гайнутдин. А в сентябре для «нуждающихся» россиян-мусульман турецкое посольство выделило 1200 жертвенных баранов.
Муфтий Равиль Гайнутдин был очень доволен этим сотрудничеством, настолько, что на одной из встреч в этом году признал особую роль и «помощь Турции, оказываемую мусульманам России в деле строительства мечетей, издания книг, ремонта и поддержания внутреннего убранства мечетей».
Турецкая «благотворительность» со специфическим оттенком хорошо известна израильским пограничникам, которые постоянно находят в турецких гуманитарных конвоях братьям по вере оружие и взрывчатку. Да и в России мы ее знаем и оценили в полной мере на протяжении 90-х, когда именно в Турции чеченские боевики находили себе и деньги, и оружие, и медицинскую помощь. Кстати, отдельные главари бандподполья на Кавказе связаны с турецкими спецслужбами и посейчас.
И не случайно тут же на авансцене появился еще один друг Гайнутдина - генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых (ВСМУ) Али Карадаги. Этот господин не раз и не два приезжал в Россию по приглашению Равиля Исмагиловича, а год назад был награжден муфтием орденом. После появления российских летчиков в Сирии Карадаги и глава ВСМУ Юсуф Кардави опубликовали официальное заявление от имени своей организации, в котором, в частности, как сообщает «Интерфакс», отмечалось: «ВСМУ призывает к противостоянию российскому нападению, ставящему целью снижение уровня сопротивления борющихся моджахедов, стойкости городов, которые ежедневно и непрерывно подвергаются бомбардировке самолетами и ракетами, что приводит к мученической смерти многих сынов свободного сирийского народа».
Охлаждение российско-турецких отношений началось практически сразу после первых вылетов российских летчиков в Сирии на бомбардировку террористов ИГ (организации, запрещенной в России). И сейчас понятно почему. Бизнес Турции с террористами по нефти и хлопку перестал быть секретом и понес значительный ущерб от российских авиаударов.