Тринадцатое число не сулило ничего хорошего, и раздосадованные корреспонденты «КП» уже было собирались улетать домой, потерпев фиаско в борьбе с дальнобойщиками, так и не почувствовав на собственной шкуре, как абхазский мандарин едет в Россию через перевалы.
Напомним, что одной из целей нашей поездки был путь в фуре с мандаринами в разговорах с водителем, но нас никто не хотел брать, а занудный кавказец все время говорил фотокорреспонденту, что он никому не нужен. Один водитель, Эдик, согласился было нас взять, да сначала сказал, что сломалась «газель» его напарника, а потом и вовсе перестал брать трубку. Поматерив его немного, отправились ночевать в придорожную гостиницу.
Утро разбудило меня звонком от Эдика. Честно говоря я не надеялся больше его услышать.
- Друг, мы выезжаем сегодня!
- Вы починились? - недоверчиво спрашиваю его
- Нет, в процессе, брат!
- Во сколько?
- Не знаю, друг, часа в два-три, брат.
Место в машине было одно. Варсегов, слегка матеря мироздание, отправился искать себе фуру. Я наблюдал за его тщетными попытками найти ее на границе, стоя с цыганами-грузчиками. Шел дождь. Машины, вместе с водителями, сияли серостью и безысходностью.
- Скажи старику, что это бесполезно, - тыкали цыгане пальцем в сторону бородатого силуэта.
- Да он упертый, - отвечал я им. - Да и какой же это старик?
Цыгане ютились под зонтиком. Работы не было.
Мандарины закупают у частников по 45 рублей за килограммФото: Виктор ГУСЕЙНОВ
В 13:00 я распрощался с Варсеговым и отправился на встречу с Эдиком, который все время путал адреса своего нахождения. То дом 40, то 41. Высчитав среднее арифметическое нашел его грузовой фольксваген возле дома 42. По соседству с ним стоял грузовик торгующий овощами фруктами, где Эдик, со своими земляками-азербайджанцами, ели курицу.
- Угощайся друг, скоро поедем.
- Так что с машиной то случилось? - присоединяюсь к «столу»
- В бордюр въехали, колесо чинили, брат.
- На фольксвагене?
- Тьфу-Тьфу-Тьфу! На Газели.
Немного обрадовавшись, что с нашей машиной все в порядке, и тринадцатого числа, в дождь, на горном перевале у нас, хотя бы не отвалится колесо., сажусь в машину. За спиной 2,5 тонны мандаринов и парочка в салоне.
- Эдик, - говорю. - Так ты чем занимаешься, остальные месяцы, когда мандаринов нет?
- А, перевозками. Люди, там, грузы.
- Так а мандарины почем покупаешь?
- По 45-50 у частников. Потом еще 10 за каждый килограмм налог плачу.
Со склада ящики грузят в фурыФото: Виктор ГУСЕЙНОВ
- А в Волгограде, своем, почем продаешь?
- По 65 на склад сдаю.
- Так а бензин, там, еда?
- Ай, да не отбивается совсем, - ругается.
- А в чем бизнес тогда? - недоумеваю.
Молчит.
Пропустили вперед газель — напарник знает эту дорогу лучше Эдика. Заехали на Шиномонтаж подкачать колеса. Пока догоняли «газель» пропустили нужный поворот. Чтобы развернуться мне пришлось немножко поучаствовать в нарушении правил дорожного движения. Дальше решили ехать по моему навигатору. Так и въехали на превал. Я был за штурмана.
Периодически у Эдика звонил телефон и он что-то раздраженно говорил туда по азербайджански.
- Что там случилось? - спрашиваю.
Молчит.
Где-то на перевале обогнали стоящую на обочине нашу газель. Остановились намного дальше от нее. Посидели, покурили молча.
- Так что там случилось-то? - настаиваю.
- Лови попутку, брат, сломалась газель.
- Совсем?
- Совсем.
Эдик отправился назад пешком, а я остался ловить попутку.
Темнота, дождь, горы, тринадцатое, машины несутся не останавливаясь. «Ты никому не нужен» - говорит навязчивый кавказский голос где-то в подсознании.
- Куда едешь? - спрашивает откуда-то взявшийся таксист.
- В аэропорт отвези.
- Как ты тут очутился?
- Хотел проследить путь мандаринов.
- Ой я тоже раньше мандарины возил! Вот «Волга» может увести полторы тонны, плюс полторы в прицепе.
- Да ну хорош!
- Серьезно! Рассказать?
- Не надо.
- А вообще, с этой олимпиадой припарковаться негде стало! Коллеге в прошлом месяце 15 тысяч пришло, - заводит он любимую шарманку местных таксистов.
А я сижу и думаю, а остались ли еще на сегодня рейсы в Москву. Да и о всяком. Тринадцатое, как-никак.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Почему мандарин нынче дорог
- Вот только фотать меня не надо! …Про мандарины? Спрашивайте. …Да, все мандарины отгружаем прямо в Россию, ну а куда еще? Да, сейчас по причине Турции цены у нас повысились. Если еще недавно мы отпускали по 30 – 35 рублей за кило, то ныне от 35 до 45 рублей в зависимости от размера фрукта. У нас все просто, приезжает двадцатитонник, платит наличными тысяч от семисот и до миллиона. Мы его загрузили, документ выдали, а там уж куда он везет, в Москву или за Урал, нас не интересует. Вы мандарин-то пробуйте, вон рвите с дерева (подробности)
А В ЭТО ВРЕМЯ
Хочешь много заработать - приезжай в Абхазию
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Сегодня я заработал 40 рублей на уборке мандаринов в Абхазии. В Агудзере, в агрофирме «София». А фотокорреспондент «КП» Виктор Гусейнов запечатлел этот факт на фото. Я, конечно, отказывался сниматься, поскольку скромен и пытаюсь избегать назойливых репортеров. Но куда ж от них денешься!
Далее в интервью Гусейнову я признался, что работа мне очень нравится. Ведро мандаринов, за которое тут выплачивают 40 рублей, я собрал за 10 минут. Это значит, что за месяц работы здесь я получил бы на руки тысяч 70! (подробности)