«Под Ржевом в нашем полку погибли пять боевых летчиков. Там принял смерть мой товарищ – младший лейтенант Виктор Безбородов. Под Ленинградом из 50 летчиков, которые штурмовали немецкие танки, тридцати трех не стало. Погиб Леонид Хрущев, сын Хрущева, служил в нашей дивизии. Тоже место захоронения неизвестно», – поделился воспоминаниями в День Неизвестного солдата Герой Советского Союза, фронтовик Сергей Крамаренко.
В России отмечается День Неизвестного солдата. Памятная дата была учреждена указом президента 5 ноября прошлого года. Она приурочена к событию, произошедшему 3 декабря 1966-го: в этот день в ознаменование 25-й годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах Неизвестного солдата был перенесен из братской могилы советских воинов, расположенной на 41-м км Ленинградского шоссе, и торжественно захоронен в Александровском саду у стен Кремля.
На месте захоронения праха Неизвестного солдата 8 мая 1967 года был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» и зажжен Вечный огонь.
В среду по всей стране прошли памятные мероприятия: митинги, уроки памяти в школах, возложения венков к монументам павшим воинам и у Могилы Неизвестного солдата, которая есть во многих городах страны.
Герой Советского Союза генерал-майор Сергей Крамаренко, участвовавший в воздушных боях Великой Отечественной войны и выполнявший боевые задачи в других военных конфликтах, в памятную дату поделился с газетой ВЗГЛЯД своими воспоминаниями.
ВЗГЛЯД: Сергей Макарович, с прошлого года 3 декабря отмечается День Неизвестного солдата...
Сергей Крамаренко: Вся страна, все мужчины и даже женщины воевали, защищали Родину. Погибали. О них не вспоминает никто, кроме родных. Эта тема, по-моему, заслуживает внимания. У меня погибли два младших брата. Один – под Смоленском, другой после войны в Германии на самолете разбился. Они, думаю, заслужили внимание нашего народа.
Надо отмечать эту дату. Особенно в тех семьях, где воины погибли. Надо освещать подвиги солдат по телевидению, по радио.
ВЗГЛЯД: В нынешнюю дату вспоминают тех павших, чье последнее место упокоения до сих пор неизвестно...
С. К.: Под Ржевом в нашем полку погибли пять боевых летчиков. Там принял смерть мой товарищ – младший лейтенант Виктор Безбородов. Под Ленинградом из 50 летчиков, которые штурмовали немецкие танки, тридцати трех не стало. Погиб Леонид Хрущев, сын Хрущева, служил в нашей дивизии. Тоже место захоронения неизвестно.
ВЗГЛЯД: Как вы отмечаете памятные даты, связанные с войной и Победой?
С. К.: Шесть раз в году собираю школьников, выступаю перед ними в Доме ветеранов.
ВЗГЛЯД: Вы чувствуете интерес к истории со стороны молодежи, внимание к ветеранам?
С. К.: Когда в форме прохожу, многие поздравляют.
Но в целом молодое поколение плохо информировано, надо проводить разъяснительную работу.
ВЗГЛЯД: Какие напутствия вы даете молодым поколениям?
С. К.: Чтобы занимались отлично и были настроены патриотично. Мы же были пионерами, все рвались в армию. И в Москве молодежь побежала в армию – 13 дивизий было набрано из молодежи. И защитили столицу. Потом Бог послал мороз, от которого немецкие танки не могли двигаться и артиллерия не стреляла. И они отступали весь декабрь и январь.
ВЗГЛЯД: Какие дни вы вспоминаете в праздничные и памятные даты?
С. К.: 23 февраля 1943 года я сбил первый немецкий истребитель. Последний бой, который был 30 апреля 1945 года, когда мы вдвоем в составе звена самолетов охотились за немецкими асами и сбили пять истребителей.
Но больше всего я вспоминаю 12 апреля 1951 года, когда мы сбили 25 из 48 американских бомбардировщиков в Корее и 120 американцев были взяты в плен. Американцы три месяца не летали, шесть дней был траур у них. Тогда американские летчики отказались бомбить Советский Союз.