Лучшее с выставки Non/fiction

 »   » 
  • Опубликованно
  • Лучшее с выставки Non/fiction

В Москве прошла очень популярная книжная выставка Non/fiction. Некоторые издательства специально под нее готовят выпуски будущих бестселлеров.

Мишель Уэльбек «Покорность»

Издательство Corpus

Франция, 2022 год. В результате выборов главой государства становится мусульманин, Мохаммед Бен Аббес. Ислам тихо, но быстро становится господствующей религией во Франции. Сорбонна, щедро финансируемая арабскими спонсорами, теперь называется «Исламский университет Сорбонна». Женщины перестают носить юбки. Магазинчики с девичьими аксессуарами типа Jennyfer закрываются. Теперь приличная женщина не раздевается на улице, зато шикует дома - и процветают продажи роскошного нижнего белья. Теперь приличному человеку нужно иметь несколько жен - ну ладно, хотя бы двух, одну на кухне и одну, молоденькую, например, пятнадцатилетнюю, для остального. Под необходимость тотальной исламизации, тотального переосмысления французской культуры, экономики и внешней политики подводится почти научный анализ. Все это случается - и все счастливы.

Вот примерно все внешние черты того апокалипсиса, который нарисовал в своем романе один из самых известных современных писателей Франции. Он нарисовал их бегло и очень злобно - однако воспользовавшись куртуазнейшими выражениями.

Христианская цивилизация сдалась без боя. Потому что ей скучно, она пресыщена, она внутри пуста. И лекарство от этой тоски она готова искать в чем угодно...

«Майя и другие»

Издательство АСТ, «Редакция Елены Шубиной»

В ноябре мир отмечал 90-летие гениальной балерины, не дожившей до юбилея нескольких месяцев. «Комсомольская правда» только что выпустила книгу Николая Ефимовича «Майя Плисецкая: самые откровенные интервью великой балерины», которую мы, конечно, отчаянно вам рекомендуем: мало кто из журналистов знал Плисецкую так хорошо, как Ефимович, друживший с ней два десятилетия.

Книга «Майя и другие» - совсем другая и о другом. Да, она посвящена Плисецкой, и открывается эссе журналиста Сергея Николаевича, тоже хорошо знавшего балерину. Но на самом деле это сборник рассказов, воспоминаний и эссе о женщинах самых разных судеб. Тут и воспоминания Симоны Синьоре о Мэрилин Монро, которая была ее соседкой и подругой (а потом стала любовницей ее мужа Ива Монтана). И рассказ бельгийца Эрика Ханута о том, как он перезванивался с Марлен Дитрих в последние годы ее жизни, когда она была уже совсем дряхлой, прикованной к постели, но старалась поддерживать миф о себе как об элегантной и энергичной даме. Фрагменты дневников Ричарда Бертона о совместных (не в последнюю очередь алкогольных) приключениях с дважды женой Элизабет Тейлор. Рассказы Ренаты Литвиновой, Александра Кабакова, Татьяны Толстой, Людмилы Петрушевской...Казалось бы, при чем здесь Плисецкая? Да какая разница, читается все равно навылет.

Пеллегрино Артузи «Наука приготовления и искусство поглощения пищи»

Издательство Ad Marginem

Знаменитое сочинение итальянского гурмана, опубликованное в XIX веке, и миллион рецептов, бережно собранных им по всей Европе, в основном, конечно, по Италии. Есть рецепты экзотические (дрозды с оливками, лягушки в соусе, суп из мухоморов, хинный ликер); вообще книга представляет большую ценность для историка кулинарии, учитывая, сколько там забытых рецептов. Но процентов 90 блюд можно приготовить дома!

Василий Аксенов «Ловите голубиную почту... Письма 1940 - 1990 гг.»

Издательство АСТ, «Редакция Елены Шубиной»

Сборник писем, которые писал Василий Аксенов на протяжении полувека, и писем, которые были адресованы ему. Среди корреспондентов - друзья (Бродский, Ахмадулина, Мессерер) и родные (в первую очередь мать Аксенова Евгения Гинзбург, автор знаменитого «Крутого маршрута»). И вовсе не одни только письма составляют сборник. Например, ответы коллег Аксенова на анкету о писательском мастерстве, составленную им в 70-е...

В общем и целом это, конечно, очень добросовестно собранные и прекрасно изданные материалы к биографии. Много житейского (причем не очень интересного), но очень много прекрасных деталей, которые сверкают на каждой странице. Ну вот, скажем, воспоминания Аксенова о поездке в Рим в 1965 году. Они с коллегами забрели в сомнительный район, полный весьма вульгарных проституток, которые, как в «Бриллиантовой руке», начали на них бросаться. «Но, но, ну сом ле коммунисте!» - оборонялись писатели на смеси французского и итальянского. «Мы все тут коммунисте!» - кричали проститутки. «Эскузо, ну сон коммунисте совьетико!» - «Вива совьетико!» - в восторге отвечали проститутки, «дадим вам скидку!» Наконец кто-то из нас нашелся: «Ну сон коммунисто совьетико импотенто!» Только тогда девицы с хохотом отстали».

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ

Алиса Даншох «Не совсем святое семейство из Серебряного переулка»

ИПО «У Никитских ворот», Фонд поддержки искусств «Арт-Линия»

Книга журналистки и писательницы Алисы Даншох чем-то напоминает недавнюю «Лестницу Якова» Людмилы Улицкой: она тоже начинается с рассказа о бабушке, и в центре ее - переписка, обнаруженная в старом чемодане. И да, это - семейная хроника. О той сложной (в бытовом отношении), но, похоже, совершенно счастливой атмосфере, в которой проходило детство самой Алисы.

Место действия - один из арбатских переулков с поэтическим названием Серебряный. Время - 50-е и 60-е годы. Главная героиня - бабушка, блестящая портниха, которая создавала удивительной красоты платья для советских гран-дам вроде жены композитора Мурадели. Даншох почти с набоковской любовью воссоздает детали собственного детства - вспоминает немногочисленные украшения, которые остались у бабушки после революции и войны («три нитки бус - длинную черную гагатовую, бежевую из сандалового дерева и сиреневую из загадочного полосатого камня»), портновские булавки, которые «разбегались» по комнате, и их приходилось вылавливать магнитом из щелей в паркете, ткани, из которых бабушка шила, истории ее клиенток. И все это - лишь предисловие к пачке тех писем, которые бабушка писала своему сыну (отцу рассказчицы) на фронт. Она описывает там Москву в период с осени 1941-го по осень 1942-го, в том числе ужасные осенние месяцы, когда немцы подобрались к Москве так близко, что единственный раз в истории московское метро прекратило работу, а власть очень серьезно готовилась к эвакуации. И тревога той поры проступает в письмах (и комментариях к ним) пугающе явно.

И вслед за тем - полный живых человеческих деталей рассказ о друзьях отца и матери, об огромной толпе людей, живших когда-то на Арбате и ныне извлеченных из небытия благодаря этой скромной, но отлично написанной книге.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Максим КРОНГАУЗ, лингвист, писатель:

Максим Кронгауз.
Фото: wikimedia.org

- На днях вручили премию «Русский Букер». Я был членом жюри, расскажу о некоторых книгах из шорт-листа. Сначала - о лауреате, Александре Снегиреве. Его роман «Вера» - о женщине, которая ищет счастья, ищет мужчину. Там есть нескольк 8000 о слоев прочтения: «Веру» можно рекомендовать и просто для приятного чтения, и для изучения более глубокого. Еще очень яркий и любопытный роман Владимира Данихнова «Колыбельная» - его можно сблизить и с Платоновым (в рассуждении языка), и с Зощенко, и отчасти с Кафкой. Сонный город, где все жители хотят спать, но как-то живут - и вот эта атмосфера накладывается на детективный сюжет о поисках маньяка... Но этот сюжет лишь заманивает читателя. И «Зона затопления» Романа Сенчина - в каком-то смысле преемник «Прощания с Матерой» Распутина. У Сенчина тоже затапливается огромное количество земель, а людей выселяют из их домов в никуда. Трагическая, близкая к документалистике по стилю история, важный общественный жест...

А на ярмарке Non/fiction я нашел, например, вышедшую в издательстве «НЛО» книгу Мишеля Пастуро «Синий». Она - об истории синего цвета, о том, как по-разному люди воспринимают цвета в разные эпохи. Мне это близко как лингвисту, потому что очевидно: цвет - не столько физическая категория, сколько культурная.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа