Новая программа о технике «Страсть к моторам» будет выходить с середины декабря. Англоязычная версия называется Engine Addict. Перед ее появлением в нашей стране автор и ведущий программы ненадолго приезжал в Россию.
НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПАЧКАТЬ РУКИ
- Какие моторы вам лично интересны больше: маленькие (мотоциклетные или даже бензиновые для моделей) либо большие для грузовиков, суперкаров или тепловозов?
- Лично для меня нет никакой разницы - большой этот мотор или маленький. Мне важно понимать, что мы будем делать с этим двигателем. Если я собираюсь летать, то я могу взять большой двигатель. Если планирую ездить со скоростью 200 миль/час, я сделаю маленький. Для меня двигатели - это воплощение той силы, которую люди используют для воплощения своих замыслов. Дело тут не в размерах, а в цели, которую мы хотим достичь.
- Как вы относитесь к популярному теперь у автопроизводителей «даунсайзингу», когда они стремятся уменьшить объем мотора, сделав его сильнее за счет турбины? Моторы становятся «умнее», или это убивает саму идею двигателя?
- Мы должны постоянно двигаться вперед, переходить на новый уровень. Сделав двигатели компактнее, мы внесли положительный вклад в улучшение состояния окружающей среды. Мы как человечество должны переходить на новую ступень развития. Улучшив окружающую среду и усовершенствовав моторы, мы сможем вновь сделать их больше. Только убедившись, что они безопасны для экологии. А пока мы делаем моторы меньше, чище, производительнее.
- Если я хочу рассказать 10-летнему мальчику что-то о моторах, мне надо начинать с теории, рисовать ему схемы? Или просто взять мотор от мотоцикла и вместе его разобрать и собрать?
- Вот! Вы должны обязательно испачкать руки! Надо браться за все своими руками, это самый правильный путь. Я всегда говорю: если хотите разобраться, как он работает, загляните внутрь. Возьмите старый двигатель, разберите его и посмотрите, как он устроен. Я работаю преподавателем, учу молодых людей, и я все время пытаюсь до них донести одну идею. Не надо бояться что-то сломать, совершить ошибку, потому что на ошибках учатся. Чем больше шишек набьете, тем лучше станете во всем этом разбираться.
Когда мы проводим наше шоу, мы не зарываемся в дебри, технические глубины, но и не остаемся на уровне поверхностных знаний. Мы стремимся оставаться на уровне золотой середины.
- Какая из ваших программ вам больше всего нравится самому?
- Этот трудный вопрос для меня, потому что каждый наш сюжет - он шел отсюда (показывает на свою голову). Каждая из серий строилась на основе какой-либо мечты, которая жила у меня в голове.
Самый яркий момент, который мне запомнился, это постройка катера на реактивном двигателе. В 60-х годах человек по имени Дональд Кэмпбелл построил реактивный катер, чтобы побить мировой рекорд скорости. Но его катер внезапно перевернулся, и он погиб (Кэмпбелл разбился в 1967 году в реактивной лодке Bluebird, которую пытался разогнать до скорости в 300 миль/час (483 км/ч), до своей смерти он удерживал мировой рекорд скорости на воде - 444,89 км/ч, - прим. автора). Я видел фильм о нем и использовал его опыт в постройке своего катера. Мне важно было пережить все, что она чувствовал при постройке своего рекордного катера. Для меня это был незабываемый опыт.
- Я видел видеосюжет в интернете, где у вас в небе заглох мотор, ваш летательный аппарат упал на землю, а вы попали в больницу.
- Да, я тогда сломал ногу. Для меня это был хороший опыт. В своих шоу я пытаюсь показать работу двигателей на пределах их возможностей. И тот случай был как раз переходом границы возможного.
- А что тогда случилось с мотором?
- Было слишком холодно. И карбюратор замерз. Да, такое тоже бывает, и это тоже опыт.
МИГ, КАМАЗ, «УРАЛ»
- А с российской техникой вам доводилось иметь дело?
- Это как раз то, что я хотел бы испытать. Хочу приехать в Россию и поставить здесь шоу. У меня есть несколько идей, существует несколько российских моторов, которые мне безумно интересны. Например, «Таманский» РД-9 - двигатель для МиГ-19 (советский сверхзвуковой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в начале 1950-х годов, широко применялся в системе ПВО СССР и поставлялся в целый ряд стран, - прим. авт.) Это был первый турбореактивный двигатель, сделанный в СССР, и это был первый самолет, который умел летать со скоростью, превышающей скорость звука. Его мощность в два раза превышает мощность двигателей, которые я показывал в своих передачах.
Есть и более компактные двигатели, которые я хотел бы показать. Например, от «Урала» М-72.
- Но это же копия мотоцикла BMW!
- Именно! Мне очень нравится, как в СССР переделали BMW, это замечательная история. Они взяли немецкий мотоцикл и сделали его по-русски!
- И его производят до сих пор!
- Да, теперь он стал российским двигателем, мне нравится он как воплощение инженерного искусства, и сама история мне нравится.
А еще есть мотор «Веденеев» М-14Р, это двигатель для самолета Як-52 (советский спортивно-тренировочный 2-местный самолет, выпускался для ДОСААФ в 70-90-е годы, поставлялся в США и Западную Европу, - прим. автора). Это радиальный двигатель, в нем девять цилиндров, расположенных по кругу. Самолет за свои летные характеристики был широко известен и за пределами вашей страны, а инженеры, которые конструировали самолет, теперь живут в Англии, Австралии, они очень известны. Но мне особенно интересно приехать именно в страну, где эти самолеты были изобретены и построены.
Есть еще один мотор (ищет в ноутбуке). Это V8, но не бензиновый, а дизельный от… От грузовика КамАЗ (4-тактный дизель для КамАЗ-740 - V8 рабочим объемом 10,852 л - сделали на ЯМЗ в 70-е годы, в базовом варианте он развивал 210 л. с., подобные делают и сейчас, - прим. автора).
Я ничего не знал о существовании этого мотора, буквально пару дней назад мне о нем рассказали. Я спросил на своей странице в Facebook, о каком моторе из России они хотели бы что-то узнать. Мне ответили: про камазовский дизель V8. Я даже удивился: дизель V8? Это же невероятно! Если я увижу на улице КамАЗ, я попрошу остановиться! Хочу посмотреть на этот двигатель и рассказать о нем в программе. Я уверен, это сумасшедший мотор!
ПРО 30-ЦИЛИНДРОВЫЙ МОТОР СЛЫХАЛИ?
- Как вы общаетесь со своими зрителями?
- В «Твиттере» с хэштегом #engineaddict. И в «Фейсбуке» - ищите Jimmy de Ville, но там как-то сложно все работает. Меня находят, приходит запрос, а я потом перенаправляю читателя на нужную страницу. В соцсетях я рассказываю о том, что делаю, о своих программах. И прошу читателей, если они конструируют что-то, присылать фото, обсуждать вместе.
- В былые годы в нашей стране было очень популярным что-то изобретать и делать технику своими руками, у нас было целое движение самодельщиков. Не переделывать серийное, а создавать с нуля. Есть ли сейчас такое?
- Конечно. Я этим не занимаюсь, но у меня есть друг в Англии, он сам делает моторы. И у меня есть один такой в коллекции. Это по-настоящему умные и увлеченные люди, у них страсть к моторам.
Моя же страсть - найти мотор, разобрать его, понять, как он устроен и работает, а потом приспособить его к чему-нибудь. Но возможно и я когда-нибудь сделаю собственный двигатель и назову его Jimmy de Ville (смеется). Может быть.
- А где размещается ваша коллекция моторов?
- Пффф! У меня два гаража. Кое-что я храню дома. И у меня больше нет свободных помещений, чтобы что-либо еще делать. Моя мечта - иметь собственную ферму, где я смогу все это хранить.
- А какое транспортное средство лично для вас является самым интересным: машина, мотоцикл, катер, вертолет, самолет, что-то еще?
- Я люблю все время искать и испытывать что-то новое. Больше всего мне нравятся реактивные моторы. И мне интересны вертолеты. Возможно, я сконструирую себе вертолет, который подойдет для моей телепередачи. Но пока не буду об этом рассказывать.
- За недавнее время мне пришлось поездить на нескольких серийных электромобилях. И меня впечатлила тишина их моторов, тяговитость, возможность накапливать заряд батареи при торможении. Как вы думаете, будущее за этими машинами?
- Я не думаю, что будущее принадлежит электромобилям. Раньше автомобили были с 1000 лабыми и имели малый заряд, то есть не могли ездить далеко и долго без подзарядки. Потому не могли соперничать с работающими на природном топливе. Сейчас по своим характеристикам они приблизились к обычным машинам. Но мы должны помнить: чтобы произвести электричество, нам тоже приходится сжигать уголь, нефть, газ и т. д. Если бы эти машины использовали полностью чистую энергию, например, водород, то было бы предпочтительнее. В любом случае, электромобили - это еще один хороший шаг вперед в будущее. Нужно развиваться и в этом направлении.
- Долгое время техника и технологии развивались благодаря военным технологиям. Потом локомотивом развитий технологий стал и спорт. Что, по вашему мнению, сильнее всего толкает развитие инженерной мысли. Военное дело, гражданские потребности, спорт?
- Я был военным, потому полностью согласен со значительной ролью военных технологий для общего развития. Подтверждаю, что вплоть до самого последнего момента именно военные технологии двигали нас вперед. А теперь все сферы должны вносить свой вклад в развитие техники. Весь мир должен работать на это, не только военные.
- Тогда посмотрим на перспективу полета на Марс. Возможны ли такие средства накапливания энергии, столь эффективные и надежные двигатели, которые позволят долететь до других планет?
- Уверен, что попытки совершить полет на Марс помогут нам внедрить на Земле более совершенные технологии.
- А есть ли такой мотор, о котором вы знаете, мечтаете, но у вас нет его в коллекции, и не сняли о нем программу?
- Их много! Хотите узнать? Во-первых, это двигатель от боевого британского самолета Spitfire. Это часть моей истории, каждый раз, когда такой пролетает над головой, это вызывает дрожь.
Американцы в начале Второй Мировой изобрели двигатель А57, это пять 6-цилиндровых моторов Chrysler, объединенных воедино. Получился один многорядный 30-цилиндровый мотор. У них просто не хватало моторов, чтобы ставить на средние танки М4А4, потому и появилось такое решение. Теперь таких моторов в мире осталось всего 10 штук, это очень редкий мотор. Самое интересно как раз это: в один объединили аж пять моторов.
Противоположный пример: Honda делает мотор С90 (устанавливается на мопеды и мототехнику, у него есть разные 8000 обозначения, - прим. автора), 1-цилиндровый объемом 0,88 л, 7 л. с. мощностью. Таких моторов выпущено 60 миллионов! Это самый массовый мотор, первый двигатель, который помог очень многим людям по всему миру обрести свое транспортное средство. Этот мотор дал людям столько свободы, сколько не дал ни один другой мотор в мире. Он простой, маленький, совсем не мощный. И этот-то мотор точно просто заполучить в свою коллекцию.
Вот мы и вернулись к тому, что не имеет значения, большой это двигатель или маленький. Важно, чтобы он был отлично сконструирован и приносил пользу людям.
НАША СПРАВКА
«Помешанный на двигателях»
Для многих из нас двигатель – это малопонятная железка, но для Джимми де Вилля каждый мотор – это возможность отправиться в безумное скоростное путешествие. Он охотится за необычными или легендарными двигателями по всему миру, а затем собирает запредельную машину для участия в экстремальном состязании на выносливость и скорость. И это реальный экстрим - раньше Джимми был военным британской армии, участвовал в военных конфликтах в Ираке и Афганистане.
Первым двигателем Джимми стал мотор для внедорожника Land Rover, потом появились метановый и бензиновый двигатель для багги, мотор для карта, ракетные и реактивные двигатели...
Машины в самом разном виде - тоже его тема.Фото: Предоставлено "Комсомолке"
Теперь мастерскую Джимми можно было бы назвать музеем двигателей с сотнями экспонатов, да только каждый из этих моторов находится в рабочем состоянии, более того, их характеристики доведены до совершенства. Но для этого ему пришлось объезжать десятки автомобильных свалок, торговаться на аукционах и знакомиться с такими же безумно увлеченными людьми, узнавая их профессиональные секреты.
В новой программе экстремальный инженер поработает над мотором для VW Beetle, «разгонит» двигатель «Роллс-Ройса» и превратит в чудо техники мотор от польского автомобиля советской эпохи. «Страсть к моторам» начнет выходить с 15 декабря по вторникам в 21:00 на Discovery Channel.