Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов: Люди - главное. У нас даже есть ответственный за развити ...

 »   » 
  • Опубликованно
  • Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов: Люди - главное. У нас даже есть ответственный за развити ...

Приехал в гости и рассказал, что 31 января в регионе в круглогодичном комплексе «Волга-Спорт-Арена» стартует чемпионат мира по хоккею с мячом, что есть в регионе уникальный научный центр... И много еще чего удивительного поведал. Наш спецкор отправился на родину Ильича, чтобы посмотреть, как и чем там живет народ.

В Ульяновском наноцентре мне показали один прибор, который скоро станет проклятием для… неверных супругов. Это устройство пока что обкатывают на базе велосипеда. Оно являет собой электронный маяк, который ставится в рулевую раму и выдает на сотовый телефон хозяину велосипеда свое место на карте. В случае угона хозяин видит, где пропажа находится. Ульяновские спецы уменьшат этот гаджет до размеров ногтя. И тогда его можно будет в качестве маячка закладывать в рюкзаки, в любые вещи. Можно смело предугадать, что ревнивые жены будут тайно вшивать такие вот маячки куда-то мужьям в одежду, и в самый интересный момент супруга появится как раз там, где ее и не ожидали. Его магазинная стоимость около 4000 рублей. Но есть в Ульяновском наноцентре разработки посерьезнее. Как то определение резус-фактора ребенка в утробе матери на ранних сроках. Ежели у беременной резус-фактор отрицательный, а у дитя положительный, это чревато для ребенка патологиями. Но если и у дитя отрицательный резус, тогда все нормально. Но так как медицина не знает резус плода, то «отрицательной» маме на всякий случай вкалывают иммуноглобулин. Но половина «отрицательных» мам вынашивают «отрицательное» дитя и иммуноглобулин им вкалывают напрасно. А стоимость препарата от 10 000 рублей для каждой матери за счет государства. Теперь же выявление резус-фактора плода даст экономию на 1 млрд. рублей в год. Эту радостную историю мне поведал сам изобретатель данного метода Андрей Тороповский.

- Неужели до вас никто не изобрел такое? - спрашиваю Андрея.

- Да, это только наш продукт. Подобного в мире нет.

Андрей и его коллеги еще разработали тест на выявление рака простаты по анализу мочи. В 2016 году этот метод будет работать по всей России. Пока же рак простаты выявляется дедовским способом биопсии - жестокая и дорогая процедура, когда через иглу берется материал из 32 точек.

- К примеру, в США - говорит Андрей, - в год делают 1 700 000 биопсий. При диагностике оказывается, что 70 процентов сделаны напрасно. То есть биопсию сделали, а рака нет. Наш метод легко и быстро дает точность диагноза на 99 процентов.

РОССИЯ - ОТЛИЧНОЕ МЕСТО ДЛЯ БИЗНЕСА

- Много видел я губернаторов, но вот чтобы кто-то из них так за прогресс радел, это впервые вижу.

- Ничего странного. Все революции идут с Ульяновска. Революции Керенского и Ленина вышли отсюда. Вот и наша научно-техническая революция пойдет из этого города.

- У Ленина не получилось осчастливить людей, потому как общество по низкой культуре своей не могло принять передовых идей. Сработал закон метафизики, по которому люди не могут быть счастливыми и богатыми, если их нравственное начало еще не развито. Вы тоже пытаетесь осчастливить людей, а достойны ли они того?

Современный наноцентр в Ульяновске. Фото: Предоставлено АО «Корпорация развития Ульяновской области».

- А я вам скажу, экономическая и нравственная линии развития должны идти параллельно. Если эффективная экономика делает человека более счастливым, то это развивает его и как личность. В год мы создаем почти 20 000 новых рабочих мест. Привлекли за 7 лет 1 миллиард долларов только зарубежных инвестиций. Увеличивается, естественно, финансирование и социальной сферы. В 2004 году у меня бюджет был 7 миллиардов рублей. Ныне почти 50 миллиардов, из них 30 миллиардов собственных доходов бюджета. Больше стало счастливых людей? Больше стало тех, кто вырос как личность? Больше! Вот посмотрите на этих молодых парней, которые в нашем наноцентре делают реально нужные, конкурентоспособные технологии, материалы… Они очень счастливы тем, что они творцы, что они пригодились на Родине. И мы ими гордимся.

В 2006 году в наш отстающий регион тогда поверил президент Путин. Две главные вещи, которые он сделал для нас: мост построил (один из самых длинных в Европе Президентский мост через Волгу) и буквально спас «Авиастар», а вместе с ним и всю транспортную, пассажирскую авиацию. Мы после этого огромное количество предприятий построили в промзоне «Заволжье». Смотрите (показывает на яркой карте инвестпроектов) - Бриджстоун… А знаете откуда? Из Франции к нам переехал. Вот ДМГ-МОРИ, германо-японский станкостроительный конгломерат. Кстати, спорткары «Порше» несут на себе клеймо ДМГ: тормозные диски, элементы подвески делают эти станки. Смотрите, а здесь будет фармацевтический завод…

- Вы не тревожитесь, что зарубежные фирмачи напугаются санкций, побросают все и убегут?

- Знаете, у меня был разговор с одними нашими «резидентами»… Не буду называть их, чтобы не создавать им проблем. Так они рассматривают Россию, Ульяновскую область не просто как сборочный цех, а как место переноса своей компетенции, конструкторского бюро, всего цикла от разработки до производства продукции. Россия не только огромный, богатый рынок сбыта, не только источник компетентной рабочей силы, идей, мысли… Россия - это отличное место для бизнеса! Где еще такие низкие налоги? Где такие условия для инвесторов в особых экономических зонах? Где такая низкая конкуренция? Западный бизнес страшно хочет с нами работать. Они костерят своих политиков за санкции больше, чем мы. А мы должны понимать, что для нас они не столько инвесторы, сколько драйверы технологического роста. Мы у них берем технологии, культуру труда, рационализации всех производственных и бизнес-процессов. Мы у них заберем все лучшее, а потом сделаем еще лучше!

- Когда наш человек труда заживет, как западный пролетарий? Уверенно и обстоятельно… Пока мы гордимся тем, что у нас «рабочая сила дешевая».

- Повышение производительности труда - это краеугольный камень конкурентной экономики государства и региона. Но чтобы повысить, нужно не просто пахать, а думать. Нужна SMART-экономика: технологичная, конкурентная, основанная на развитии разнообразных компетенций. Но есть но. Вы говорили о нравственном росте гражданина? Люди периодически задают вопрос: почему такое богатое государство не может помочь всем? Сделать, к примеру, все города и села красивыми и богатыми, как Москва? Я отвечаю: если государство берет на себя роль отца в семье и начинает мужчину отталкивать от традиционных функций ответственности за семью, это порождает иждивенчество. Я говорю, коллеги, давайте поставим точку на этой политике. Давайте сделаем так, чтобы человек отвечал сам за свое личное. Поэтому я хочу еще реализовать проект под названием «Профессиональный гражданин». Хочу, чтобы каждый был профессионалом в своем деле. Хочу, чтобы люди стали грамотнее во всех областях. Только с грамотными людьми можно всего добиться.

- Но в России всегда была политика на повышение благосостояния народа. А вы вроде как про другое?

- Если мы будем думать, как животы набить, мы ни к чему не придем. Надо чтобы сначала голова заработала. Мы, Ульяновская область, были в 2004 году в тяжелом положении - на 87-м месте из 89 субъектов. Если бы просто клянчили в центре деньги то на одно, то на другое, то на зарплаты, то на село - долго бы не продержались. Мы же решили построить новую постсоветскую производственную экономику и строим ее.

При этом сохранили советскую экономику: УАЗ, ВПК, приборостроение…

Государ 8000 ство помогло сохранить оборонку. Сейчас, например, Ульяновский механический завод загружен заказами на 10 лет вперед: системы ПВО востребованы и у нас, и за рубежом. УАЗ развивается, хотя понятно, что он с трудом преодолевал технологическое отставание от конкурентов. Но за счет международной кооперации предлагает рынку надежную, проходимую и практически незаменимую машину.

- Я много уже наслышан, что за эти годы в Ульяновске стало жить получше. Но сам-то народ от этого стал ли лучше: душевнее и культурней?

- Повторю, что идеологические составляющие нашей реформы должны идти параллельно с нашими экономическими реформами. Вы спрашиваете, почему мы живем хуже Европы, Японии? Потому что мы разучились терпеть, быть консолидированными.

Этот завод построен совместно с японцами и немцами. Фото: Предоставлено АО «Корпорация развития Ульяновской области».

- А раньше мы были более терпеливы и дружны?

- Да! Раньше инженер и учитель были уважаемыми людьми. Была выше общая культура и нравственная планка общества. Вот пример, случилась большая трагедия на «Фукусиме» (взрыв ядерного реактора). Японцы тут же сплотились, отказались от многого, чтобы с бедой справиться. У нас же сразу зазвучит: а где наша свобода? А почему мы должны чем-то жертвовать?

Мы считаем, что культура и самосознание должны быть стержнями развития и модернизации страны. Главный ресурс страны это народ, это Человек, и я хочу развить этот ресурс. У меня даже есть заместитель, отвечающий за развитие человеческого потенциала.

- В Израиле и Японии есть древняя, сложная наука воспитания человека. В результате они там почти не воруют и честно работают. В России такой науки никогда не было. Посему сомневаюсь я, что в Ульяновске получится воспитать молодежь как надо.

- Послушайте, я рос в бедной семье. Мать и отец рабочие. Учился в обычной школе. Я прихожу в эту школу и говорю: ребята, я такой же, как вы, я одной с вами крови. Но я всю жизнь работал и учился. Потому я стал успешным и счастливым человеком. У меня интересная работа. Каждый из вас может этого достичь, если будете трудиться. Недостаток воспитания мы будем компенсировать нашей инвестиционной политикой! Давайте дадим ребятам возможность работать на лучших современных предприятиях! Покажем им современные технологии, которые меняют мир и их жизнь. Наша молодежь достаточно умна, чтобы осознать пути к счастливой жизни. У нас также есть глобальный проект под названием «Уроки успеха» в школах и ПТУ.

МИРНЫЙ АТОМ ПРОТИВ РАКА

Еще один из проектов Морозова - построить скоростную железную дорогу от Ульяновска до Димитровграда, чтобы завязать ее на другой проект - онкологический центр, который откроют в 2018 году и который не будет уступать подобным клиникам Запада. Дело в том, что в Димитровграде известный НИИ атомных реакторов.

- Мы планируем поставлять онкологам изотопы для диагностики и облучения опухолей, - поясняет директор НИИ Александр Тузов. - Эти изотопы живут 72 часа. Поэтому их рациональней использовать на месте. Для этого в двух километрах от нас и строится диагностический центр.

Про Димитровградский онкоцентр поведал мне замдиректора некоммерческой организации «Центр развития ядерного инновационного кластера» Вениамин Сорокин. По его словам, ничего подобного еще нет в России. В Димитровградском онкоцентре будут собраны все современные методы лечения рака. Клиника рассчитана на 120 тысяч амбулаторных посещений в год. 2200 человек в год могут пройти госпитализацию. Для приезжих строят отели.

- Как дорого обойдется больным лечение?

- Будут определенные квоты. Но однозначно, что для больных это будет стоить в десятки раз дешевле, чем подобное лечение за границей.

В год мы создаем почти 20 000 новых рабочих мест. Привлекли за 7 лет 1 миллиард долларов только зарубежных инвестиций. Фото: Предоставлено АО «Корпорация развития Ульяновской области».

В УЛЬЯНОВСКЕ, КАК В ЯПОНИИ

Андрей Тороповский, как и многие здешние ученые, человек неместный, самарский. Свои медицинские изыскания начинал на родине. Но в Самаре его не поняли. Уехать бы за границу, однако вовремя пригласили на родину Ленина.

Гендиректор центра Андрей Редькин и его зам Олег Падерин показывают лаборатории, где разные изобретатели создают прямо-таки фантастические вещи. Иные предметы прячут от фотокамеры, поскольку это пока что тайна. Но показывают, например, мне краску, которая может служить обогревателем. Если ею покрасить стену и запитать на электричество - стена будет давать тепло. А вот образец сверхтвердого бетона для небоскребов. Его прочность в 5 раз выше ныне известных марок.

Удивляюсь, что этот рассадник гениев появился именно здесь в Ульяновске - в глухомани по нашим меркам. На то поясняют мне, что это детище здешнего губернатора Сергея Морозова. Ульяновский губернатор - страстный почитатель науки. Порой он лично выискивает разных изобретателей и заманивает к себе.

- В Ульяновской области, - поясняет губернатор Морозов, - нет нефти, газа, поэтому наш расчет только на человеческие ресурсы, на научные достижения. Воспитываем своих тут гениев и переманиваем других. У нас много разных проектов. Например, альтернативная энергетика. Вы же были у нас в индустриальном парке «Заволжье», видели, какие там ветряки стоят и солнечные батареи? Мы в декабре подпишем соглашение с рядом российских компаний и с одной солидной финской компанией о создании первого в России парка возобновляемой энергетики. Это не только ветряки и солнечные батареи. Это еще биоэнергетика и ряд других направлений. Мы одни из первые в России, кто создает такое.

- Вы опасный человек, Сергей Иванович, и страшное дело задумали, - отвечаю я. - Если научитесь добывать дешевое электричество, это тут же подхватят на всей планете. И наши газовики, нефтяники останутся без работы. Страна перестанет получать от трубы валюту!

- Нефть и газ когда-то закончатся. Ученые во всем мире ищут альтернативные источники энергии. Если нас в этом деле опередят, вот тогда нам придется туго. Но если мы первые создадим технологии, мы будем их продавать по всему миру. А наши газовики, нефтяники обязательно перестроятся на производство новых технологий! Вот вам, например, нравится беспилотный автомобиль? Если да, то чем?

- Ну еще бы! Едешь, пьешь пиво, жену целуешь, а машина сама рулит, соблюдая правила.

- Так вот мы сейчас над этим упорно работаем. И есть у нас прототипы. А ведь сколько водителей без работы останется. Но не надо переживать. Мы их тоже заведем на предприятия высокотехнологичные, переучим.

УНИКАЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ РОДИНЫ…

Многие авиазаводы в Поволжье не пережили ХХ век. В Самаре понятие «Авиакор» плотно прилипло к крупной строительной компании, которая как раз в Ульяновске открывает на днях престижный отель «Хилтон». Про «Авиакор» - авиазавод помнят уже немногие. В Саратове на месте «САЗа» - теперь здоровый торговый центр. Остается только надеяться, что запчасти для еще летающих в стране Як-42 покупаются не в нем, хотя… А где же их тогда берут? А в Ульяновске на «Авиастаре» работа кипит. Крупный оборонный заказ на Ил-76Д, топливозаправщики Ил-78, разнообразные перестройки, так называемые кастомизации «Суперджетов», «Аэробусов» и прочих «Боингов».

Но главная гордость ульяновского губернатора и всего ульяновского авиакластера - это завод «АэроКомпозит». Ныне в Иркутске собирают новейший пассажирский самолет МС-21. А крылья и центральную часть корпуса лайнера производят в Ульяновске.

Новый лакокрасочный завод буквально неделю назад открыла датская компания. Фото: Предоставлено АО «Корпорация развития Ульяновской области».

- То, что вы видите здесь, в мире нигде больше нет, - слышу я уже привычную для Ульяновска фразу. В данном случае от генерального директора «АэроКомпозит» Анатолия Гайданского. Мы делаем наиболее легкое и прочное крыло из композитных материалов методом вакуумной инфузии. Работа ответственная. На одну деталь уходит два-три месяца, а запороть ее можно одним неверным движением.

- Как подбираете рабочих на такое серьезное дело?

Человек проверяется на наличие криминала, судимостей, алкоголь. Но если судимость, скажем, за участие в драке - защищал девушку, такого человека возьмем. А если за воровство, то путь закрыт.

Директор улыбается, он очевидно очень горд своим ультрасовременным заводом. Конечно, случайных людей здесь нет - только профессионалы высшей масти.

Роботы как в фантастическом фильме плетут из композитной ленты детали. В стерильной камере спекаются части. Медленно движется беспилотный многотонный транспортер.

- Почему это предприятие построили именно в Ульяновске, а не в других авиационных городах?

- Это была идея губернатора Морозова.

Ну что сказать? Повезло Ульяновску…


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа