«МОЛЧАНИЕ ДОКТОРА МУРКЕ»
«Текст», 2015
Почти все ситуации в рассказах Генриха Бёлля просты и незамысловаты, но почти в каждом герое индивидуальность смешана с сумасшествием. Мужчина, разработавший экономическую теорию борьбы с упаковкой и лишними письмами, женщина, отмечающая Рождество с гномами на елке ежевечерне. Мужчина открывающий Академию военных воспоминаний и человек коллекционирующий молчание. Как не парадоксально, всё это не игры ума и не фигуры речи. Генрих Бёлль очень ответственно относился к созиданию мира через слова:
«Каждый, кто пишет заметку для газеты или заносит стихотворную строку на лист бумаги, должен знать, что он приводит в движение целые миры».
Большая часть рассказов этого сборника написаны в конце 50-х годов прошлого века, но легкий язык, ирония и образы, нарисованные Генрихом Бёллем удивительно актуальны. В книге можно встретить методику успешного прохождения собеседования при трудоустройстве, способ сохранить в семье внешнее ощущение мира и праздника, отношения между начальниками и подчиненными, ложь и маски лицемерия, бессмысленный пафос системы, ханжество, показной академизм. Большую часть своего творчества Бёль посвятил послевоенной Германии и проблемами человека, строящего новый мир на пепелище, но в данном сборнике нет фактов истории и логических сюжетных линий. Похожесть алгоритмов людского поведения в Германии 50-х годов и современной России наводит на мысль, что мы живем в послевоенном пространстве и времени. Потому, что тоталитарный режим – это ежедневная необъявленная война, после которой нужно так многое строить заново, и это строительство нового мира, по определению, не может избежать уродливых форм и ошибок.
Судьба самого Генриха Бёлля полна неожиданных поворотов. Столяр, студент университета, солдат вермахта, воевавший во Франции и в Крыму, военнопленный, филолог, писатель, общественный деятель. Третий немецкий писатель после Второй мировой войны, получивший Нобелевскую премию по литературе. Один из немногих писателей из ФРГ активно переводимый и приглашаемый в СССР, но при этом активный защитник Солженицына и Льва Копелева. Прекрасный язык и тонкая ирония его рассказов звучат не как глумление над непростым временем, а как позитивный взгляд на происходящее с человечеством.