В последнее время украинское руководство предпринимает все более отчаянные попытки достижения энергетической независимости. Одним из основных направлений на данный момент стало увеличение мощностей блоков АЭС ( http://zn.ua/ECONOMICS/ukraina-podderzhala-predlozhennoe-amerikanskoy-westinghouse-uvelichenie-moschnosti-blokov-aes-193291_.html ). В результате количество аварийных ситуаций на украинских атомных электростанциях побило все рекорды, и мировое сообщество увидело воочию Гиппократово лицо украинской атомной энергетики. Мы остановимся на одной из самых важных атомных электростанций, которая играет, по мнению экспертов, основную роль в достижении энергетической независимости Украины – Ровенской (Ривенской) АЭС. По словам Министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимира Демчишина, именно с вводом в эксплуатацию третьего энергоблока Ривенской атомной электростанции связано прекращение импорта электроэнергии из России.
Официально в этом году 3-ий энергоблок РАЭС закрывался на ремонт в марте, мае и ноябре, однако заявленные плановые ремонтные работы с 23 мая сроком на 66 суток переросли в запланированные работы по продлению ресурса энергоблока. http://gordonua.com/news/pr/Rovenskaya-AES-otklyuchila-tretiy-energoblok-dlya-remonta-82337.html, http://www.energoatom.kiev.ua/ru/press/nngc/43935-na_raes_prodoljayutsya_raboty_po_prodleniyu_resursa_energobloka_/
В середине мая 2015 года Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) проводило плановую и внеплановую инспекции на Ровенской АЭС. ( http://rian.com.ua/economy/20150521/367872973.html ) По сообщению пресс-службы Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, обе проверки были успешно пройдены. Правда, сразу после них 3 энергоблок был закрыт на ремонт более чем на два месяца. О ходе проверки на РАЭС рассказывает сотрудник МАГАТЭ.
Специалист по атомной энергетике отмечает, что сначала проверки были отмечены косметические недостатки, которые скорее портят впечатление, но не сказываются на работе станции в целом. Вместе с тем был зафиксирован ряд нарушений международных норм по безопасности NSS-8 (предупредительные и защитные меры в отношении угроз, исходящих от внутреннего нарушит
1000
еля). Работа проверяющих на третьем энергоблоке РАЭС была прервана руководством станции из-за каких-то проблем с парогенератором, о чем было доложено руководству МАГАТЭ с запросом вызова специалистов из OSART (группа анализа эксплуатационной безопасности) и ASSET (группа анализа событий, важных с точки зрения безопасности). В дальнейшем стало известно о том, что на энергоблоке некорректно работают циркуляционные насосы, подпиточный насос (для обеспечения работы системы подпитки-продувки) и автоматическая защита, что стало причиной течи теплоносителя и объявлением тревоги автоматизированной системой радиационного контроля. За этим последовала эвакуация зарубежных экспертов, которая поставила точку в проверке. Как сообщает автор, через несколько дней от коллег он узнал, что Ровенская АЭС была закрыта по причине появления межконтурной неплотности парогенератора. Эксперт затрудняется ответить, что именно могло послужить первопричиной аварии, приводя в пример неисправность насоса, теплопередающих трубок, воздушника парогенератора или других деталей конструкции реактора и, как следствие, превышением нормы радиационного фона. Однако он уверен в том, что самая серьезная проблема станции – некорректная работа систем безопасности.
Стоит отметить, что согласно сообщению пресс-службы НАК Энергоатом, причиной отключения 3-го энергоблока РАЭС 23 мая 2015 года стала необходимость среднего ремонта реактора и турбогенератора ТГ-5, капитальный ремонт и средние ремонты парогенераторов, капитальный и текущие ремонты главных циркуляционных насосов, текущий ремонт компенсатора объема. Менее года назад 3-ий энергоблок РАЭС тоже отключали по причине необходимости устранения неплотности парогенератора ( http://www.energoatom.kiev.ua/ru/press/nngc/39880-energoblok__rivnenskoyi_aes_otklyuchen_ot_energoseti/ ).
Кстати, сразу перед официальным сообщением о закрытии 3-го энергоблока на ремонт в СМИ появилось сообщение о проведении масштабных учений до 29 мая 2015 года с привлечением персонала станции, Антитеррористического штаба ОП Ривенская АЭС, воинской части №3045 (охрана РАЭС), Нацгвардии, СБУ, МВД и ГСЧС на территории объ
2000
екта. Примечательно, что на протяжении учений отрабатывались именно действия в условиях конкретной кризисной ситуации, локализация и ликвидация возможных радиационных последствий ( https://xxivek.net/news/31994 ). Интересно то, что в последних числах мая этого года новость об учениях на РАЭС встречалась на страницах многих разнообразных интернет-ресурсов. Сегодня же упоминаний об этих событиях практически не осталось, что выглядит довольно необычно. Из-за режима объекта и связанными с этим информационными ограничениями невозможно точно сказать, сколько раз до сегодняшнего дня и как долго продолжались плановые учения на РАЭС.
Следующий инцидент на Ровенской электростанции, произошел в августе еще до запуска третьего энергоблока. 14 августа 2015 года заместитель главного инженера РАЭС Федор Кислицин заявил, что на АЭС не хватает воды для охлаждения конденсаторов турбин. Водозабор РАЭС производится из реки Стырь, уровень вод которой упал из-за жары. В случае критического падения уровня воды в реке руководство объекта должно было предпринять меры по пополнению р. Стырь водой из Хренницкого водохранилища ( http://www.unn.com.ua/ru/news/1491355-cherez-speku-rivnenskiy-aes-brakuye-vodi-dlya-okholodzhennya ). Однако вместо этого были проведены мероприятия по снижению вырабатываемой мощности. Почему не было произведено пополнение вод Стыри во избежание падения мощностей не известно.
29 августа 2015 года руководство транснациональной компании Alstom, сотрудники которой осуществляли работы по реконструкции открытого распределительного устройства (ОРУ) 750 кВ на РАЭС, отозвало всех специалистов с объекта с последующим прохождением медицинской проверки. ( http://www.kommunalforum.de/Thread-Sorge-um-Mitarbeiter-oder-korporative-Sklaverei ).
Судя по тому, что в мае на РАЭС произошло превышение радиационного фона из-за утечки теплоносителя это не забота о сотрудниках, а вопрос безопасности.
После проведения работ по продлению ресурса третьего энергоблока Ривенской атомной электростанции произошло очередное отключение энергоблока и вновь по причине межконтурной неплотности парогенератора ( http://minprom.ua/news/196729.html ). Таким образом, либо последствия майской утечки настолько серьезные, что полностью справиться с ними не удается до сих пор, либо проведенные ремонтные работы не отвечают никаким стандартам и выполнены ненадлежащим образом. Возможно, и то, и другое. ( http://blogs.korrespondent.net/blog/politics/3597278/ ).
По свидетельствам очевидцев, сейчас на станции действительно существует аварийная ситуация, связанная либо с подтоплением станции, либо с проблемой отгрузки отработанных радиоактивных материалов. Отходы с РАЭС уже шестой месяц вывозятся военными на специальных автомобилях ОТ-20 в хранилище близ села Вакуленчук. Хотя, согласно контракту НАК Энергоатом с ПО Маяк, ОЯТ с Ровенской АЭС должны переправляться на российский завод для переработки. За это время на завод РТ-1 ПО Маяк поступила лишь одна партия ОЯТ - 6 ноября. Между тем на РАЭС были переброшены подразделения РХБ защиты и ДСНС, а контроль за проведением мероприятий был передан начальнику управления по охране особо важных государственных объектов.
Отдельно автор обращает внимание на жесткую цензуру любых попыток осветить ситуацию на РАЭС.
Все сказанное указывает на то, что сегодня проблемы в украинской атомной сфере имеют катастрофический масштаб, который, надо сказать, вполне устраивает западных партнеров, так как сейчас работа АЭС в стране фактически контролируется транснациональной компанией Westinghouse согласно политике перехода на западные стандарты и комплектующие для украинских станций. Чему свидетельствует еще одна показательная ситуация ( http://gazeta.zn.ua/energy_market/bezopasnost-ukrainskih-aes-dorozhe-evropeyskih-deneg-_.html ).
После майской утечки на РАЭС, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейская комиссия заявили о получении ряда писем от ведущих европейских экологических организаций с требованием отложить дальнейшее кредитование украинских атомных станций. Свои подписи под доку
2000
ментом о заморозке финансирования поставили 22 члена Европарламента. Ни для кого не секрет, что CEE Bankwatch, Greenpeace, NuclearTransparencyWach и прочие независимые экологические организации уже давно стали политическим инструментом. На Западе сильная атомная энергетика Украины не нужна ровным счетом никому, другое дело, если взять ее ключевые узлы под свое управление, избавившись от лишних станций. Демонстрируя критическое положение атомной энергетики Украины, Запад убивает одним выстрелом всех зайцев сразу. Недовольство мирового сообщества вынудит Порошенко и Яценюка отдать украинские АЭС под международный контроль. После закрытия ненужных АЭС, Украина будет вынуждена покупать необходимые дополнительные объемы электроэнергии в Европе. Ведущие западные энергетические компании получают лакомый кусок украинского рынка и практически неограниченные возможности выкачивания средств из украинского бюджета от чего, по понятным причинам, в плюсе остаются международные валютно-кредитные организации. Собственно, для реализации этого замысла совсем недавно был осуществлен предпоследний этап – перекладывание всей ответственности на украинскую сторону. В рамках решения Еврокомиссии и ЕБРР по приостановке финансирования было поставлено условие по выработке украинской стороной комплексной программы повышения безопасности украинских энергоблоков. 25 ноября 2015 года это требование было выполнено – тендер на контракт в рамках кредита ЕБРР для повышения безопасности АЭС выиграл единственный его участник – украинское ЧАО СНПО Импульс, что полностью удовлетворило кредиторов и Еврокомиссию ( http://112.ua/ekonomika/energoatom-zaklyuchil-dogovor-na-postavku-sistem-dlya-treh-energoblokov-aes-274572.html ).
Как ни прискорбно, но факт – украинское правительство собственноручно загнало страну в ситуацию, когда от нее мало что зависит, и очередная ядерная трагедия лишь вопрос времени.