Ее возглавляет Александр Мальцев. «Комсомолка» уже писала об этом уникальном человеке. После той беседы Александр уехал в Амвросиевку.
- Буду ребят поднимать. Они для меня до сих пор как живые! - сказал поисковик о найденных останках красноармейцев.
Именно их вчера перезахоронили со всеми воинскими почестями в новой братской могиле. Александр Мальцев тоже участвовал в погребении. Корреспондентам «КП» удалось пообщаться с Александром.
ЗДЕСЬ ПОЛЕГЛА ЦЕЛАЯ ДИВИЗИЯ
- Кто автор монумента, который установили сегодня?
- Этот памятник нам презентовало в дар Российское военно-историческое общество. Автор Виталий Аршанов, он из России.
- Почему выбрали местом захоронения именно Амвросиевку?
- Сначала была задумка поставить этот памятник в Шахтерском районе. Но место там было неподходящее. В полях в радиусе десяти километров нет населенных пунктов. Чистое поле. Туда никто не будет ходить. Тогда возникла идея установить памятник в Амвросиевке - на месте гибели танкистов во время Великой Отечественной войны.
- В братской могиле был кто-то захоронен до этого?
- Нет, мы там не нашли захоронения, хотя на этом квадрате числятся погибшими 41 человек, и 11 было ранено. Никаких данных о них нет. А вообще здесь полегла целая дивизия.
- Где были найдены останки солдат, которые сегодня захоронили?
- В пригороде Амвросиевки и в окружающих селах. Они были подняты и в этом, и в 2012 году.
ИЩУТ РОДСТВЕННИКОВ ОФИЦЕРА
- Все эти солдаты безымянные?
- Да, кроме одного офицера, личность которого нам удалось установить. Это уроженец города Пенза, старший лейтенант Семенков Степан Григорьевич. Он погиб 30 августа 1943 года.
- Сегодня были родственники Семенкова?
- Нет. Мы искали родственников полтора года, но пока никто не откликнулся. Мы продолжаем работать на всем постсоветском пространстве.
- До этого он был захоронен в другом месте?
- Мы нашли его в стрелковой ячейке. У него с собой была ложка, на которой был знак «гвардия» и именная ручка. На Семенкова была похоронка, в которой было указано, что он захоронен в братской могиле в селе Кринички.
НЕМЦЕВ НИКТО НЕ ЗАБИРАЕТ
- А случается вам находить немецких солдат?
- Бывает, но ими занимаются другие организации. Сейчас в Донецке таких нет, поэтому мы пока не поднимаем погибших. Тем более родственники не собираются их забирать. Это случай один из ста, когда останки солдата могут забрать в Германию. Потому что там люди тоже относятся к ним как к фашистам и ничего общего не хотят с ними делить. Это факт.
- Как считаете, на территории Донбасса много еще не найденных останков воинов Красной Армии?
- Их здесь не тысяча - несколько десятков тысяч. Это мое мнение. А то, что написано на братских могилах, не всегда правдиво. Нам предстоит большая работа поисковых и архивных работ.
- Сколько вам удается обнаружить останков красноармейцев за год?
- В этом году порядка ста воинов. У некоторых из них нашлись родственники. А у большинства отметка - «неизвестный солдат». Каждый день мне пишут и просят помочь найти погибших в годы ВОВ родственников. Из России звонят. Сегодня, например, уже два обращения.
НА ВОЙНЕ ХОРОНИЛИ ПО-ХРИСТИАНСКИ
- Бывает такое, что ищете одного, а находите другого?
- Недавно был такой случай. Мы выехали искать тела двух летчиков. Вместо них нашли массовое захоронение. Пока раскопки отложили из-за погодных условий - идут дожди, дороги туда нет, а место находится в полях на берегу реки. Там был хутор Задорожный, после войны его не осталось ни на карте, ни на местности.
- Насколько массовое захоронение?
- Мы увидели четыре-пять человек, но, я думаю, их там гораздо больше. Скорее всего, это захоронение было сделано во время освобождения этой территории. Бойцы уложены плечом к плечу, по христианским канонам: головой на запад, ногами на восток. Это говорит о том, что хоронили не спеша. Все они в нательном белье. Если бы были в форме, то мы нашли бы крючки, пуговицы и другие предметы, которые у них в карманах лежали.
- Вашему поисковому отряду помогает кто-то?
- Помощь оказывается, и со стороны России тоже. К нам приезжают коллеги. Мы тоже бываем в РФ. Обмениваемся опытом, документами и архивными материалами.