В Париже открывается 21-я конференция по климату в рамках Конвенции ООН по климатическим изменениям. Она же – 11-я конференция в рамках совещания сторон по Киотскому протоколу. Это международный саммит, который должен подписать международные соглашения по поддержанию увеличения средней температуры планеты на уровне ниже 2 градусов. Предполагается выработать правила, которые приведут к ограничению глобального потепления. О том, как изменение климата может повлиять на экономическую ситуацию в мире, в эфире Радио «Комсомольская Правда» рассказал доктор экономических наук Михаил Делягин:
- На самом деле, изменение климата - это серьезная вещь. Когда в Европе в средние века был малый ледниковый период, люди лишились возможности привычным способом зарабатывать деньги. Действительно, в Шотландии вызревал виноград. И в Шотландии было чудесное вино по тем временам. Но произошел малый ледниковый период, Шотландия превратилась в то, чем она является и по сей день. Он длился по начало девятнадцатого века. Помните картины Брейгеля, когда заснеженные города, заснеженные поля. Сейчас же такого там не увидишь.
Тем не менее, в Европе это была одна из причин, которая толкнула людей, с одной стороны, на великие географические открытия. А с другой стороны – на развитие капитализма. Потому что экономическая база традиционного раннего феодализма этим резким похолоданием была просто уничтожена.
Вокруг экологически чистых технологий сложилась и мафия, и индустрия. Огромные инвестиции были брошены в развитие альтернативной энергетики. И достигнуты выдающиеся успехи. За полтора десятилетия с начала этого тысячелетия себестоимость солнечных батарей упала в сто раз. На моих глазах Западная Европа, и на только Западная и далеко не только Южная, покрылась солнечными батареями. Вот еще пять лет назад в южной Германии солнечные батареи бывали кое-где. Сейчас сложно найти в сельской местности дом без солнечной батареи. Потому что надо экономить. Я помню хорошо, как в Турции еще в конце 90-х годов вся альтернативная энергетика сводилась к тому, что бак выводили на крышу для горячей воды, красили черным цветом, и солнце это дело обогревало. Сейчас это уже достаточно сложный механизм. Кроме энергии солнца на юге Европы и ветряков в Нидерландах, и этаноловой энергетики в Бразилии, даже при цене нефти в 115 долларов за баррель, все остальное было глубоко дотационным.
Были моменты действительно фантасмагорические, когда, скажем, был чудесный бизнес в Германии. Вы в подвале вашего дома ставили солнечную батарею, освещали ее лампочкой, и это был хороший бизнес в некоторых землях. Эта лавочка закрылась довольно быстро. Немецкое государство проявило смекалку и сообразительность. Но все дотируется. Даже ветряки дотируются, потому что им нужно, чтобы энергосистема постоянно принимала их энергию в приоритетном порядке. А это означает, что остальные электростанции работают в рваном режиме, компенсируя пики, а это уже относительно невыгодно. Плюс налоговые льготы, которые экологи не считают субсидиями и дотациями. И так далее, и так далее. Понятно, когда цена нефти упала со 115 до 47 долларов за баррель, то это стало концом «зеленой» энергетики. Действительно, есть электромобили во всех крупных городах. И, действительно, значительная часть автомобилей будет переходить на электричество, если вы не выезжаете за пределы своего города. А если у вас появляется мысль куда-нибудь махнуть в сторонку, то уже вам нужно садиться на обычный автомобиль.
Архив программ «Час Делагина» слушайте на нашем сайте.