В рекламных анонсах «Тихий Дон» называют «главной премьерой года» - редчайший для нашего телевидения случай, когда пафосный эпитет имеет полное право на существование. Фильм по одному из важнейших русских романов ХХ века снял наш главный телевизионный режиссер - один из немногих, кто работает безо всяких скидок на «массовость» аудитории, не упрощая и не заигрывая, ворочая масштабной проблематикой по законам большого кино.
Но именно Сергея Урсуляка, снявшего противоречивый, но честный и многослойный фильм, публика сегодня клянет на чем свет стоит. Та самая публика, которая сыто молчит, когда смотрит очередную дешевую гнусность вроде «Теста на беременность» (его как раз повторяют всю эту неделю параллельно «Тихому Дону») или гламурную имитацию исторического кино («Великая» совсем недавно закончилась).
«Преступление» режиссера заключается, в частности, в том, что он посмел предложить нам не таких, как все ждали, Аксинью и Григория. Не таких, как у Сергея Герасимова, который показал свой «Тихий Дон» в 1958-м. События в романе развивались и вовсе сто лет назад - но мы, конечно, и сегодня знаем, какой толщины должны были быть казачки, какой степени горделивости должен быть их взгляд и какие им полагались казаки.
Роман при этом никто не помнит. А ведь режиссер нового «Тихого Дона» показал нам какого надо Григория - щуплого безмозглого юнца в момент гормональной бури, который вдруг матереет, обзаводится разумом и сердцем. 31-летний Евгений Ткачук, замечательный, недооцененный нашими режиссерами драматический актер, справляется с ролью блестяще.
Препарируя шолоховский текст, Сергей Урсуляк выносит его из пыльных, давно нечитаных хрестоматий. Он десакрализует бронзовых истуканов, в которых за годы превратились герои романа Шолохова (вот вам обратная сторона герасимовского гения) - снова делает их живыми, заставляет нас смотреть на них, разбираться в мотивах, сострадать им или ненавидеть.
И, конечно, находить отзвук в сегодняшнем. Гришка Мелехов стал другим, впервые посмотрев в глаза тому, кого в следующий миг разрубил саблей - трудно не увидеть в этом параллелей с теперяшними войнами. Вряд ли Урсуляк хотел именно этого, да и снимать начал раньше боевых действий на Украине. Просто в этом, наверное, и заключается талант художника. Отдельное спасибо режиссеру за то, что убедил продюсеров не брать на главные роли заслуженные лица. Из патриархов там, кажется, один Сергей Маковецкий - и то в очень неожиданной для него роли. Этот «Тихий Дон» стал балом ярких дебютантов (Полина Чернышова, Дарья Урсуляк...) А ведь рискнуть снять кино без единого Владимира Машкова по нынешним временам уже подвиг. И какая разница, брюнетка Аксинья или блондинка.
Увы, «Тихий Дон» Урсуляка не станет бесконечно цитируемым, любимым многими поколениями фильмом. Только потому, что время таких фильмов, книг, песен давно прошло - все мы стали разными и любим слишком разное. Но он дает надежду хотя бы на то, что наше телевидение не безнадежно.
«Россия 1». «Тихий Дон». Среда-четверг, 21.00
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Всё или «ничаво»
Артем ГУСЯТИНСКИЙ
Почему «Тихому Дону»-2015 не по силам тягаться с классикой
В отличие от показанной недавно на Первом «Великой», в которой эпоха Екатерины Второй воссоздавалась по откровенно хулиганскому принципу «Нахлобучили парики - и понеслась!», сериал Сергея Урсуляка сделан предельно серьезно. Костюмы, язык героев, интерьеры - каждый кадр, каждый звук старательно и дотошно (где-то даже слишком) копирует казачий быт начала прошлого века. Придраться не к чему, а мелкие недочеты лишь подчеркивают отсутствие больших ляпов. Триумф? (подробности)