- Эльдар Александрович мне не просто друг. А большой, интереснейший отрезок моей жизни, почти родной человек, - говорит Ирена Стефановна. - Как и его жена Эмма, которая взяла на себя все заботы о нем. То, что он так долго прожил, - целиком ее заслуга.
Мы постоянно созванивались. Две недели назад встречались у него на даче. Ему было уже тяжело подолгу сидеть за столом. Но он не унывал. Мы сфотографировались на память, и вдруг он сказал: «Моя последняя фотография...» На что я возразила: «Вы должны бороться, радоваться каждому дню». А он как бы в шутку ответил: «Ты что! Полуслепой, полуглухой, почти не хожу, чему же тут радоваться». Это состояние ему было в тягость. Он легкий на шутку и философски относился ко всему, в том числе к своему уходу. По характеру он был трудоголик, в работе он себя не щадил. Болезни наступали только в перерывах между съемками фильмов.
- В последний год Эльдар Александрович постоянно попадал в больницы...
- То инфаркт, то инсульт, операции на ногах, на глазах. Он ездил лечиться в Германию, в Израиль. В этом году не отмечали его 88-й день рождения. 18 ноября он принимал поздравления по телефону. Ему было трудно дышать, говорить. Через два дня после дня рождения его положили в больницу... Врачи сказали, что Эльдар Александрович умер в результате сердечной и легочной недостаточности, произошел отек легкого. Конечно, он мужественно сопротивлялся своим болячкам. Но его организм просто устал.
Я вспоминаю его на съемках картин, когда, с одной стороны, он был очень требовательным к актерам, с другой - нежным и отзывчивым. Личность удивительной светлости, доброты, ума и таланта. Единственное, где ему не хватало философского, легкого отношения, это когда говорили о политике. Многое он не принимал.
- Он следил за тем, что происходит в мире?
- Следил и принимал все близко к сердцу. Поэтому его близкие, жена Эмма ограничивали его во всем, что касалось телевидения и новостей. При нем мы старались не говорить о политике.
Последние полгода Эмма ставила ему кассеты с записями его старых передач. Мы сделали 292 программы на РЕН ТВ, среди которых были циклы «Разговоров на свежем воздухе» с писателями, актерами, интересными людьми. Когда-то он не любил смотреть собственные передачи, мол, выполнил работу, перевернул страницу и пошел дальше. А сейчас, наоборот, ему захотелось многое пересмотреть, тем более среди героев были люди, которые ушли: Григорий Горин, Юрий Никулин, Булат Окуджава, писатель Борис Васильев, Людмила Гурченко... Он пересматривал и свои фильмы, к которым относился как к детям.
- Где пройдет прощание с режиссером?
- Сейчас решается. Скорее всего, прощание состоится 3 декабря, и не в клубе «Эльдар», как уже написали в интернете. Этот клуб должен запомнить своего основателя живым. Мне кажется, было бы правильно провести прощание в Колонном зале Дома союзов, о чем все хлопочут.