Декабрь этого и январь нового года пройдут под знаком изменения политики внешних закупок. Украина и Турция вполне осознанно подставили себя под эмбарго.
Как бы ни желали некоторые силы втянуть Россию в открытый военный конфликт, ничего не вышло. К величайшему огорчению как заокеанских партнеров, так и отечественных псевдопатриотов, мечтающих о чтении сводок с фронтов. И партнеров, и желающих побряцать оружием отечественного розлива роднит только одно: не им принимать участие в военном решении вопроса.
Руководством страны фактически принято решение об экономической войне. Можно бить бомбами и ракетами, а можно рублями и долларами. Что эффективнее? Здесь могут быть разные мнения. Но общая картина рисуется уже сейчас.
Особенность менталитета русского человека: врага нужно видеть. И знать в лицо. Потому, в принципе, трагедия аэробуса в Египте не вызвала такого возмущения, как атака российского самолета турецкими ВВС. Кто взорвал аэробус, мы может только представлять. Некие террористические силы довольно невнятного характера. Терроризм безлик.
В случае с нашим Су-24 все прозрачнее. Операция готовилась долго, начиная от выбора времени и места и заканчивая камерами, расставленными четко в районе планируемого нападения. Турция сделала все, что могла, для того, чтобы втянуть Россию в военный конфликт. И наверняка это не последний инцидент, будут и другие. Вплоть до подставы своего самолета под наши Форты или С-400 с последующим обвинением России в агрессии в сторону Турции. И прогнозирую, что реакция НАТО будет не столь безвольной.
Ударить по Турции долларом — однозначно самое мудрое решение. Причем даже более эффективное, чем Ярсом или Калибром.
Россия поставляет в Турцию свои традиционные товары — газ, нефть и нефтепродукты, а также металлы, уголь, пшеницу. Причем энергоносители составляют 53% турецкого импорта. То есть заменить их фактически нечем. Азербайджан и рад бы потеснить Россию на этом рынке, но постоянно что-то мешает. То теракты на нефтегазопроводах, то простая невозможность настолько нарастить собственную добычу и переработку.
Да никто и не ведет речь о том, что турки должны остаться без нашего газа и нефти. Это деньги в наш карман. Тем более что на 1 доллар, который дет в карман турок, приходится 4 доллара в наш. Так что пусть платят и дальше.
Из Турции в Россию идет продовольствие и сельхозсырье (33,2% по итогам января-июля этого года), машины, оборудование и транспортные средства (23,4%), текстиль и обувь (17,6%). Страна является крупнейшим поставщиком в Россию продуктов питания (прежде всего овощей и фруктов). Некоторые аналитики считают, что ввести эмбарго на фрукты и овощи из Турции будет проблематично как по количеству, так и по цене.
Однако не стоит забывать о вековечных друзьях Турции, которые спят и видят, как бы наступить туркам на руки. Это Иран и Израиль, которые сами по себе являются весьма крупными игроками на сельскохозяйственных рынках. Особенно Иран, с которым у нас не просто потепление отношений. В целом есть кому заменить.
С туризмом тоже все понятно. Да, многие россияне будут огорчены отсутствием перспективы погреть пузо в Анталье. С другой стороны, те, кто без этого не может представить свою жизнь, вполне смогут воспользоваться услугами белорусов. Которые сегодня вполне себе продают туры в Египет, думаю, освоят и турецкий маршрут. Но тут уж, сами понимаете, без гарантий. На свой страх и риск. Однако уже сегодня россияне голосуют ногами, перенося свой отдых в другие места.
А Беларусь стала этаким буфером между ЕС и Россией. Ловит семгу и форель в норвежских и датских водах (успехи белорусского промыслового флота недооценить невозможно), выращивает сливы и персики не хуже молдавских, белорусские яблоки однозначно не хуже польских. Освоят белорусские предприниматели и туризм в Египте и Турции.
Ну, и в случае, если турецкие куры поголовно заразятся куриной гонореей, а мандарины и лимоны подхватят цитрусовый грипп, тоже что-то да придумается. Но эта тема заслуживает более пристального обсуждения.
Так что вопрос,
1000
чем заместить турецкие товары, так остро не стоит. Были бы деньги у купца, а продавец найдется. У нас деньги есть. Вопрос только за тем, кто вперед и кто предложит более выгодный контракт на товар. Персы? Евреи? Посмотрим.
А что будет делать Турция в такой ситуации — вопрос для тех, кто любит позлорадствовать. И непаханое поле для размышлений.
Кстати, примерно то же самое предстоит в новом году Украине. Подписав-таки ассоциацию с ЕС, Украина на полном ходу налетела на те же грабли, что и Турция. И что теперь?
Куда будет уходить с 1 января украинская еда, когда эмбарго вступит в действие? Бывший министр экономики Суслов рассказал в передаче Шустера, что Европейский союз отказался покупать украинские мясные и молочные продукты как не соответствующие стандартам ЕС.
И более того, ЕС запретил продавать украинские мясо и молочные товары домашнего производства на территории Украины. Потому что качество, понимаете ли, не соответствует тем же европейским стандартам. Сами не гам, и другим не дадим. Вот вам и цэ Европа.
Это величайшая перемога украинской власти и всего украинского народа. Будут они теперь кушать замечательные польские и немецкие продукты вместо своих, которые непереносимо ужасного качества. Или свое, но так, втихую и под покровом ночи.
Так что не только мы с вами лишимся с нового года украинских продуктов, но и сами украинцы тоже, если, конечно, они новый Майдан не организуют, но уже против ассоциации с ЕС.
Если с Украиной все более-менее ясно, то что и как будет происходить в Турции, самому интересно. Да, Эрдоган пока что себя неплохо чувствует. Но пока. Пока еще турки не ощутили на своем кармане последствия его абсолютно глупого поведения. Посмотрим, что начнется несколько позже. Турок, которому наступили на карман, как показал пример самого Эрдогана, способен на многие вещи. Зачастую нелицеприятные и подлые. Почему же турки, которым наступил на карман Эрдоган своими выходками, не смогут сделать то же самое? Только в отношении своего президента, возомнившего себя султаном? А они могут...
Если с властями на Украине все более или менее понятно, то вот насколько крепок трон Эрдогана, мы еще увидим. Но с безопасного расстояния. Хорошо, что турецкий берег достаточно далек от нашего.