Вот только не надо сразу говорить «нет». Лучше скажите, когда вы в последний раз пили чай с соседями? У них или у вас, неважно. В лучшем случае, лет десять назад. Большинство же - вообще никогда. А между тем когда-то это был священный ритуал - заглянуть к Петровичу с третьего этажа или к Маринке с пятого. Ну той, от которой духами пахнет. Сейчас мы бежим, как ошпаренные домой, закрываемся на четыре замка и сидим в своей комнатушке, как в клетке, смотрим поверх ноутбука новости и исподтишка ругаем правительство. А почему бы это не делать, как раньше - открыто и свободно? Например, на кухне у того же Петровича?
В наше время мы приходим друг к другу в гости только для того, чтобы взглянуть в глаза этой сволочи, забывшей закрутить кран. Чтобы сказать ей пару ласковых. Иначе не поймет. А раньше и словá-то не обязательно было говорить. Поднимаешься с работы на пятый этаж, дышишь... И вдруг открывается дверь. Выглядывает Петрович. И взгляд такой, что ошибиться невозможно: «Жена уехала к маме! Вместе с детьми!! Завтра выходной!!!».
А сейчас? Не каждый в лифте поздоровается...
Брошюра называется «Сообща. Опыт организации соседских сообществ в условиях постсоветского города». Нда, названьице сродни кандидатской диссертации. Вижу, как я звоню соседям, те открывают.
- Здравствуйте, - говорю я. - А может организуем соседское сообщество? Сформируем на столе ряд веществ, пригодных для еды и питья? Наладим обмен сведениями?
Среди авторов сборника - ученики «Школы добрососедских отношений» (она была открыта в Москве в мае этого года), социологи, архитекторы, пиарщики... Наверное, стоило бы взять одного литератора, ибо лексика в книжке как стальные прутья. Например, пироги и вязание - это не что иное, как «инструменты интеграции местных жителей в сообщества соседей». Когда такое читаешь, хочется залезть под кровать...
А так - весьма занятное чтиво. Общение с соседями, по мнению авторов, возвращает силы, дарит энтузиазм - это огромное удовольствия и привилегия. Лучшей практикой добрососедства считается трапеза. Здесь тоже не поспоришь. Да даже то же вязание без чего-нибудь вкусненького - издевательство над организмом. Но трапеза, конечно, должна быть культурной и взаимной. Разве это дело, если какой-то мужик будет приходить ко мне каждый день и, стоя в трениках перед холодильником, чисто по-добрососедски уничтожать все мои гастрономические запасы.
- Современный москвич зачастую не понимает, почему ему нужно поддерживать дружеские отношения с соседями, - пишет активист Юлия Черненко. - Одна из причин - отношение к жилью, к дому, в котором живешь, к городу в целом. Многие, например, предпочитают проводить время в центральных районах города, а не в родном «спальном». Друзья же и знакомые выбираются по принципу общих интересов, а не по территориальной близости. Дом для большинства становится «спальным местом», точкой ночлега между рабочими днями и развлечениями в других местах.
Другие авторы брошюры рассказывают о собственном опыте. Например, студентка Анастасия Суркова организовала встречу со своими соседями в парке, где они целым сообществом ели пироги и пили чай.
- Не обошлось без конфузов, - пишет она. - Местная торговка кукурузой натравила на нас охрану, решив, что мы отнимаем у нее клиентов. Приехали сотрудники полиции, убедились, что мы ничего не продаем, не устраиваем пожар (их смутил дым от самовара) и оставили нас в покое. А охранников мы тоже накормили.
И так далее, и так далее. Кто-то из участников «Школы» организовал встречу во дворе дома, кто-то - субботник. Читаешь - и не верится. Однако в брошюре есть фотографии.
В общем, дело хорошее. Доброе. Можем и нам попробовать тоже? Но для начала надо хотя бы узнать, как зовут того мужика, который курит, как паровоз. И эту вредную тетеньку в огромной шляпе. Такой огромной, что ей, кажется, можно убить. Как знать, может, после знакомства и личной просьбы паровоз будет доезжать до улицы? А тетя, если снять головной убор, не такая и вредная?
Надо проверить.