Турки сбили российский бомбардировщик Су-24: он будто бы нарушил воздушное пространство Турции. СМИ сообщают, что сирийским военнослужащим удалось эвакуировать одного из катапультировавшихся лётчиков на авиабазу Хмеймим. Второй пилот был убит огнём с земли. Соединённые Штаты подошли к этой провокации гибко: представитель Госдепартамента США Марк Тонер заявил, что сирийские этнические туркмены могли расстрелять катапультировавшегося пилота… с целью самозащиты. Общий же настрой Запада выразила фигура-кукла — бывший посол США в ООН Джон Болтон. Этот мистер посоветовал Путину по вопросам инцидента с самолётом «отвалить», поскольку русские сами «виноваты».
Российский бомбардировщик Су-24 был сбит во вторник ракетой «воздух — воздух» турецким истребителем F-16. Самолёт находился на высоте 6 тысяч метров в 1 км от турецкой границы. По словам президента РФ Владимира Путина, этот инцидент будет иметь серьёзные последствия для российско-турецких отношений.
«В любом случае наши лётчики, наш самолёт никак не угрожали Турецкой Республике. Это очевидная вещь. Они проводили операции по борьбе с ИГИЛ», — цитирует Путина ТАСС.
Президент отметил, что бомбардировщик действовал в горной части северной Латакии, «где сосредоточены боевики, в основном выходцы из РФ». По словам Путина, «потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники терроризма».
Итак, Кремль квалифицировал действия турецкой стороны как пособничество терроризму.
Запад смотрит на атаку турками российского бомбардировщика и последовавшую стрельбу с земли по катапультировавшимся пилотам иначе.
По этой ссылке можно почитать полную запись выступления Марка Тонера (Mark C. Toner), одной из главных официальных «говорящих голов» Госдепа США.
Согласно Тонеру (читай согласно Госдепу и вообще Вашингтону), всё просто: Турция имеет право защищать своё воздушное пространство. К тому же это не первый подобный инцидент с русскими, которые вовсе не являются участниками широкой коалиции, ведущей борьбу с «ИГ».
На вопрос одного журналиста о том, действительно ли силы этнических туркмен (turkoman forces) «убили двух российских пилотов, опускавшихся на парашютах», Тонер ответил коротко: «Yeah». Тогда журналист уточнил: «Силы туркмен поддерживаются Турцией и борются против сирийского правительства, они являются там частью повстанцев. Считаете ли вы этих повстанцев «умеренной силой» в Сирии?» На это Тонер заметил, что, вероятно, один русский пилот всё же не был убит, о чём имеются сообщения; насчёт же сил есть «противоречивые мнения».
Далее Тонер сказал, что если Россия нанесла удары по этим туркменам, то у тех «есть полное право защищать себя». Но полной информации на этот счёт нет, уклонился от прямого ответа Тонер.
Журналист оказался настойчивым: «И что же, у них есть право стрелять по пилотам, спускающихся на парашютах?»
Рассердившийся Тонер заявил в ответ: «Мы не имеем полного, чёткого понимания всего, что сегодня случилось, вам ясно?» И добавил, что способен повторять эту фразу хоть целый день. «Мы всё ещё пытаемся определить, что именно случилось», — мягче сказал он.
Американский авторитетный журнал «Foreign Policy» считает, что сбитый российский самолёт и смерть по меньшей мере одного пилота — серьёзнейший инцидент между Россией и государством, состоящим в НАТО.
НАТО уже устроила в Брюсселе «экстренное совещание», отмечает издание. Какие «меры» предпримет альянс, ещё не ясно. По мнению издания, катастрофа с российским бомбардиро
1000
вщиком окажется «дилеммой» для Барака Обамы и его союзников, входящих в антиигиловскую коалицию. К тому же после терактов в Париже ряд государств НАТО обсуждает возможность более интенсивного участия в сирийской «войне в воздухе».
Журнал пишет, что бомбардировщик Су-24 был сбит вблизи сирийской границы. Между российскими и турецкими чиновниками идёт «ожесточенный спор» о том, по какую именно сторону он был сбит. Турецкие военные к тому же утверждают, что они пять минут предупреждали самолёт развернуться, и предупреждали «десять раз». Затем последовала атака, а потом «сирийская повстанческая группировка» заявила, что её бойцы обстреляли пилотов, спускавшихся на землю с парашютами.
Также издание напоминает, что инцидент произошёл как раз тогда, когда между Турцией и Россией «выросла напряжённость». Чуть ранее Анкара «выразила недовольство» обстрелами российскими силами «туркменских деревень» на севере Сирии. По этому поводу на прошлой неделе был вызван «на ковёр» российский посол А. Карлов.
Наконец, журнал напоминает, что в ответ на действия российских БПЛА и самолётов, проходящих у турецкой границы, Вашингтон направил на авиабазу Инджирлик в Турции 6 истребителей ВВС США F-15 с ракетами класса «воздух — воздух». Европейское командование США сообщило, что указанный шаг является «ответом на просьбу турецкого правительства об оказании помощи в обеспечении суверенитета турецкого воздушного пространства».
В журнале «Forbes» вышла статья Марка Адоманиса, американского обозревателя, часто пишущего о России.
Он пересказывает реакцию Кремля на инцидент: президент Путин назвал действия Анкары «ударом в спину», а министр иностранных дел Сергей Лавров отменил свой запланированный визит и заодно посоветовал россиянам воздержаться от поездок в Турцию.
Турция в ответ созвала заседание совета НАТО и выступила с заявлениями о защите «территориальной целостности».
Будет ли Третья мировая война? Профессор Нью-йоркского университета Марк Галеотти утверждает, что ситуация с самолётом не приведёт к Третьей мировой. Во-первых, крайне сомнительно, что
2000
бы русские захотели начать войну против Турции. Во-вторых, даже если б и захотели, они не имеют для такой масштабной затеи ресурсов. И вообще, у российской армии — «очень ограниченные возможности» по переброске сил и средств, и они не способны вести войну с «серьёзным соперником» вроде Турции. Профессор ждёт лишь «гневных заявлений», в первую очередь от Путина, и больше ничего.
Сам Адоманис полагает, что инцидент с Су-24 едва ли «аккуратно уладят». Последствия будут. Проявятся они на Ближнем Востоке, поскольку русские и турки преследуют там противоположные цели. Инцидент может дать старт долгому «тлеющему конфликту». Русские могут оказать содействие отрядам курдов, причём не особо таясь, а турки отплатят той же монетой и «помогут» боевикам Северного Кавказа.
Британская газета «The Guardian» считает, что «расстрел» турецкими силами российского Су-24 приведёт к росту напряжённости между двумя странами. По сути, идёт речь о первом настоящем и прямом столкновении между членом НАТО и вооружёнными силами Российской Федерации.
С этих пор НАТО и американская коалиция, действующая в Ираке и Сирии, оказалась перед вероятностью жёсткой конфронтации с Москвой.
Ранее Турция неоднократно выражала озабоченность по поводу «атак на туркмен» — суннитов из мусульманского меньшинства, которых многие турки считают «родным и близким народом». Как и турецкое правительство, туркмены выступают против сирийского президента Башара аль-Асада. Власти Турции утверждают, что российские военные силы преимущественно бьют по антиссадовским повстанческим группам внутри Сирии, а вовсе не по позициям «ИГ».
Британские издание напоминает, что османская Турция и царская Россия вели войну в 1877-78 гг. Тов. Сталин недолгое время претендовал на часть восточной Турции в конце Второй мировой войны. Правда, в новейшее время отношения двух государств улучшились (после ряда «энергетических и торговых сделок»). Россия стала вторым торговым партнёром Турции. Сегодня 60% природного газа поступает туда из России.
Американский сетевой журнал «The Slate» считает, что Турция и Россия отныне будут «проблематичными партнёрами». Однако речь не о газоторговле.
Журналист Джошуа Китинг, специализирующийся на международной тематике, сомневается, что русские и турки вряд ли войдут вместе в какой-либо «проект», направленный на уничтожение «ИГ». К тому же Россия скорее заинтересована в сохранении «сирийского режима», а Турцию больше интересуют бомбёжки «курдских боевиков», которые как раз демонстрируют успехи в борьбе с «ИГ».
Кроме того, после трагического вторника Россия вряд ли сможет сотрудничать с силами НАТО в Сирии.
Наконец, Путин может усилить кампанию против турецких повстанческих группировок, действующих в Сирии.
Минувший вторник журналист считает «хорошим днём как для режима Асада, так и для «ИГ».
Есть и немецкое мнение о катастрофе в небе.
В газете «Frankfurter Rundschau» была опубликована реплика вице-канцлера Зигмара Габриэля. Он раскритиковал действия Анкары.
По словам Габриэля, инцидент показал, что отнюдь не русские непредсказуемы, а турки.
Выступая во вторник на политической конференции в Берлине, лидер СДПГ отметил, что русские устроили «конфронтацию с нарушением воздушного пространства», однако нельзя скрывать и того факта, что Турция «является в этом конфликте непредсказуемым игроком».
Своеобразный итог западным заявлениям подвёл бывший посол США в ООН Джон Болтон.
Он прокомментировал для «Fox News» инцидент с Су-24.
Мистер Болтон на «Fox News»
Джон Болтон возложил ответственность за случившееся на Москву. Мало того, он предложил Бараку Обаме посоветов
2000
ать Владимиру Путину по вопросам, связанным с инцидентом, «отвалить» («back off»).
По словам мистера Болтона, русским вообще нечего было в той области делать, и подобный воздушный инцидент был легко «предсказуем». И даже странно, что нечто подобное «не произошло раньше».
Разумеется, Болтон не винит Турцию. Зато винит Россию, которая, по словам экс-посла, «вторглась в воздушное пространство НАТО».
Таким образом, добавим от себя, общий настрой Запада очевиден: «виновной» России устами политической куклы посоветовали «отвалить», ибо государство НАТО ошибаться не может, а вот Москва суёт нос не в своё дело.
Что касается расстрела лётчика на парашюте, то боевики-туркмены в этом случае с «полным» правом «защищались». Именно так считают гибкие мыслители из американского Госдепа. И если некоторые журналисты на брифингах задают мыслителям неудобные вопросы — к примеру, о странном «праве стрелять по пилотам, спускающихся на парашютах», — то представитель Госдепа всегда может сказать, что у него нет «полного и чёткого понимания».
Понимания нет, а выводы есть.