Турция сбила российский Су-24 на территории Сирии утром 24 ноября. Турецкие военные заявляют, что самолет нарушил воздушное пространство их страны и был атакован после предупреждения. Военное ведомство России утверждает, что нарушения не было. Глава РФ Владимир Путин назвал атаку Турции ударом в спину и предупредил о серьезных последствиях для российско-турецких отношений.
Прокомментировать ситуацию в эфире Радио «Комсомольская Правда» мы попросили Александра Гусева, доктора политических наук, директора Института стратегического планирования и прогнозирования:
- Я полагаю, что ситуация действительно очень сложная. И прежде всего для самой Турецкой республики и ее руководства, для президента Реджепа Эрдогана и премьер-министра Ахмета Давутоглу. Ситуация, из которой им придется выходить так или иначе. Что касается партнеров Турции, то вряд ли они от нее отвернутся. Но главным партнером, безусловно, являются Соединенные Штаты. Полагаю, что руководство Турции действовало если не по подсказке США, то, во всяком случае, скорее всего, были определенные договоренности, как быть в этой ситуации. Мне кажется, что турецкое руководство действует в альянсе с их главными модераторами – Соединенными Штатами. Я напомню, что Турецкая республика является членом Североатлантического блока. Поэтому все, что делает турецкое руководство, конечно, согласовывается с руководством НАТО и с руководством Соединенных Штатов, учитывая, что НАТО – это все-таки блок хоть и североатлантический, но из 28 государств, представленных в НАТО, 26 европейских государств, плюс Соединенные Штаты и Канада. При этом Соединенные Штаты играют в НАТО главную скрипку, поэтому вооруженные силы Турецкой республики в значительной степени задействованы в программах НАТО. И то, что случилось сегодня в небе над Сирийской Арабской Республикой, когда был сбит наш самолет российский, конечно, это действия, что называется, продуманные, не спонтанные. И решение принималось, еще раз повторю, не только руководством Турецкой республики. Полагаю, что этот вопрос был согласован с руководством НАТО и Соединенных Штатов.
Александр Гусев: Все, что делает Турция, согласовывается с НАТО