Однако, ситуация требует особо акцентировать внимание на этом вопросе. Неумолимо приближается дата выборов, перенесённых Республиками на весну 2016 года. А для этого необходимо создание базиса политического урегулирования ситуации – внесение в конституцию Украины изменений, согласованных с представителями Донецка и Луганска в рамках деятельности Контактной группы. Изменений, обеспечивающих децентрализацию власти и закрепляющих как сам особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей, так и его постоянных характер, как это предусмотрено Комплексом мер от 12 февраля 2015 года.
А для выполнения этой задачи необходимо возвратиться к тексту законопроекта о внесении изменений в конституцию, уже принятого в первом чтении, и изложить его в редакции, согласованной с представителями Донецка и Луганска, с учётом предложений Республик, направленных в Контактную группу и Верховную Раду Украины ещё в мае 2015 года.
В ходе подготовки и рассмотрения проекта изменений в конституцию не были учтены мнение не только Республик, но и ряд замечаний экспертов. В частности, заключение Венецианской комиссии было частично проигнорировано. И, хотя некоторая часть неучтенных замечаний носит, действительно, чисто технический характер, среди них есть и весьма существенные, меняющие суть текста. Прежде всего, это замечание по ошибочному применению в тексте предложенных изменений принципа субсидиарности, а также прямое указание на необходимость закрепления постоянного характера особого порядка местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей непосредственно в теле конституции, а именно – в части первой статьи 133 (пункт 27 замечаний Венецианской комиссии).
С учётом этого документ требует существенной доработки. Все это невозможно отработать на этапе второго чтения. Соответственно, необходимо в максимально сжатые сроки подготовить согласованный в Контактной группе проект изменений в Конституцию Украины и повторно рассмотреть их в первом чтении. И эти шаги, исходя из приближающегося срока выборов, необходимо сделать до конца текущего созыва Верховной Рады Украины (декабрь 2015 года). Только такой подход к решению постановленной задачи позволит приступить к рассмотрению изменений в конституцию во втором чтении на следующей сессии, в феврале 2016 года, что, в свою очередь, сформирует основания для рассмотрения проекта закона о выборах и ряда других, создающих в комплексе законодательные основы проведения весной 2016 года выборов на Донбассе.
Учитывая особую важность для мирного урегулирования ситуации на юго-востоке Украины вопроса проведения выборов в полном соответствии с Комплексом мер от 12 февраля 2015 года, на чем акцентировала внимание нормандская четвёрка во время встречи на высшем уровне 2 октября 2016 года, вопрос внесения изменений в Конституцию Украины, проработки и согласования этих изменений в Контактной группе, приобретает максимальный приоритет на сегодняшний день. Иначе просто невозможно будет обеспечить выполнение планов по проведению местных выборов на Донбассе весной 2016 года.
А любые попытки провести второе чтение изменений в конституцию Украины без согласования текста этих изменений с представителями Республик и контактной группой приведут к прямому противоречию требованиям пункта 11 Комплекса мер и перечеркнут все усилия Минской Контактной группы и нормандской четверки, направленные на развитие мирного разрешения ситуации, сложившейся на Донбассе.