«Я хочу пожелать экипажу этого катера, чтобы они всегда побеждали врага так же, как его всегда будет побеждать наша армия, наш великий народ», – подчеркнул Турчинов. Церемония спуска прошла на заводе «Ленинская кузня», где катер и был построен. Завод, к слову, принадлежит президенту Украины Петру Порошенко.
Вероятно, под инициаторами «заморозки» Турчинов имел в виду прежнего президента Виктора Януковича, во время правления которого – в октябре 2012 года – два первых катера и были заложены. Тогда власти говорили, что катера понадобятся для решения задач в бассейне Дуная и в прибрежной зоне Черного и Азовского морей. В то время Украина активно конфликтовала с соседней Румынией из-за спорных районов нефтеносного шельфа Черного моря. Однако затем их строительство было заморожено из-за нехватки средств. Работы снова начались в 2014 году, и вот теперь катера введены в строй.
В 2013 году минобороны Украины создало в Одессе управление дивизиона речных кораблей ВМС. Местом дислокации дивизиона была объявлена Практическая гавань Западной военно-морской базы ВМС, а в качестве его задач – служба на пограничных реках, озерах, лиманах, а также в ходе внешних рейдов в прибрежных акваториях. До 2017 года планировалось построить для ВМС Украины девять катеров типа «Гюрза-М», сообщал Maxpark.
Как напоминает «Интерфакс-Украина», водоизмещение малого бронированного артиллерийского катера (МБАК) «Гюрза-М» – 51,1 тонны, крейсерская скорость – 25 узлов, экипаж – 5 человек, дальность автономного плавания – 900 миль.
Первый вице-президент российской Академии геополитических проблем, капитан 1-го ранга Константин Сивков отмечает, что украинские ВМС за последние годы вообще не получали новых кораблей, и даже такие катера будут для них «значительным приобретением». Он напомнил, что флагман украинского флота – фрегат «Гетман Сагайдачный» – это всего лишь аналог российского сторожевика, корабль второго ранга.
«То же самое можно сказать и про новый катер. У него водоизмещение всего лишь 51,1 тонны. Из вооружения в лучшем случае на нем может быть установлена 76-миллиметровая пушка от танка типа ПТ-76, один крупнокалиберный пулемет и установка для пуска неуправляемых реактивных снарядов. Все. Это предельные возможности», – пояснил Сивков газете ВЗГЛЯД.
По его словам, бронирование такого катера не может превышать 25 мм. «Реально там 15–16 миллиметров, в основе проходит броневой пояс, бронированная рубка. В лучшем случае эта броня защитит его от пуль крупнокалиберных пулеметов. И то не всех. Так что все это игры. 51 тонна – это смешно, это убожество. Обычный танк прошибет такой катер насквозь. Этот катер способен сделать короткий набег в прибрежной части, высадить диверсионную группу, обстрелять цель на побережье и тут же успеть сбежать, пока не накатили», – отметил Сивков.
Украинский военный эксперт, доцент в Харьковском национальном университете имени Каразина Вячеслав Целуйко напомнил, что строить катера этого проекта задумывалось из-за трений с Румынией за дельту Дуная. «Сейчас актуальность этих поставок снизилась», – сказал Целуйко газете ВЗГЛЯД, предположив, что после спуска на воду катера будут все равно нести службу именно на Дунае, то есть на западе республики, вдалеке от «зоны АТО».
В составе украинских Военно-морских сил пополнение – сразу два бронированных артиллерийских катера. Они предназначены для службы в основном на реках и лиманах, но могут использоваться и в качестве прибрежных морских катеров
Он также согласился с Сивковым по поводу того, что эти катера нельзя считать значительным приобретением для украинских ВМС и «ремонт танков и гаубиц гораздо важнее, чем один бронекатер». «Была такая вещь, как политика канонерок, когда вооруженные до зубов кор
1000
абли отправлялись в дальние страны и представляли там интересы великих держав. Их боевая ценность была незначительная, но они демонстрировали флаг. Так и в этом случае пара катеров в дельте Дуная будет демонстрацией флага, так скажем, на спорных территориях», – предполагает Целуйко.
Что касается надежд Киева на поставки американских кораблей, то эксперт подчеркивает, что актуальность этого вопроса невысока и украинские военные «больше ждут более актуальных вещей – средства связи, тепловизоры, «Хаммеры» и артиллерийские радары – то, что было обещано и заложено в расходы американского бюджета на следующий год».
Напомним, что Киев еще в марте вел переговоры с Западом о поставках вооружений, в частности, о бесплатной передаче военно-морским силам американских катеров береговой охраны и покупке по минимально возможной цене бывших в употреблении корветов и тральщиков.
В июне РИА Новости-Украина сообщало, что США действительно передали украинским ВМС пять скоростных катеров. Корабли оснащены навигационными радарами Furuno, станками под 7,62-мм пулеметы, запчастями и инструментами. Четыре катера предназначались спецназу ВМС, а пятый – поисково-спасательной службе флота. Катера обещали применять для «тихой и быстрой» доставки спецназа в необходимые районы, для патрулирования местности и борьбы с диверсантами. Стоимость катеров варьируется от 350 до 850 тысяч долларов.
Впрочем, с тех пор новых сообщений о том, в какую именно акваторию катера направлены, не появилось. А Целуйко отметил, что ничего не знает о судьбе этой пятерки.
Как писала газета ВЗГЛЯД, в июле представители оценочно-консультативной группы НАТО наведывались в Николаев, чтобы осмотреть материально-техническую базу учебного центра Военно-морских сил (ВМС) Украины и морскую авиабазу и обсудить подготовку авиационного компонента ВМС. В Одессе делегация посетила флагманский корабль украинского флота – фрегат «Гетман Сагайдачный».
Поскольку у Киева нет денег на флот, украинские эксперты рассчитывали тогда на подарок. «Возможно, речь пойдет о передаче Украине каких-то средств, кораблей, авиатехники со стороны Соединенных Штатов, – не исключал тогда Вячеслав Целуйко. – Это могут быть один–два фрегата, типа Oliver Perry. Возможно
2000
, вертолеты противолодочной обороны».
Как отмечала газета ВЗГЛЯД в начале октября, Украина занимает девятое место в мире по продажам оружия, ведет боевые действия и резко увеличивает военный бюджет. В таких условиях ВПК страны должен процветать, но происходит ровно наоборот – индустрия приходит в упадок и производит «неликвид». Причины – в крайне неэффективных управленцах, прекрасно умеющих «втирать очки» руководству страны.
Остается добавить, что во времена СССР на территории современной Украины, в Николаеве, был построен самый крупный корабль российского ВМФ, авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», водоизмещение которого составляет 65 тысяч тонн. Сегодняшней Украине о постройке подобных боевых кораблей остается только мечтать.