Если коротко, история выглядела так: летом я купила авиабилеты в Крым на фальшивом сайте. Поняв это, попыталась остановить операцию, будучи уверенной, что «Моя полиция меня бережет», так же, как и моя банковская система. Но не тут-то было… Банк, мошенники и полиция оказались заодно.
«Операция приостановлена!»
Надежда на солидное имя банка жила во мне целый месяц. Даже, несмотря на то, что все признаки указывали на плохой финал, начиная с самых первых, ночных моих звонков в карточный центр, когда я поняла, что мошенникам удалось меня банально «развести». Вместо ответа банк включил магнитофон с многоминутной песней о своих бесконечных сервисах...
Проще было принести заявление самой, в отделение на улице Большая Грузинская. Что я и сделала. Теперь то июньское я утро я вспоминаю с ностальгией: потому что оно было последним мирным утром в нашей общей с банком жизни. Молодой человек по имени Никита Решетников был донельзя внимателен и, покопавшись в компьютере, уверенно сказал: операция приостановлена, деньги заморожены на счету и никуда перечисляться не будут. Я говорю «был» , потому что после этого дня (19 июня 2015-го года) этот сотрудник исчез. Дематерилизовался. Не исключаю, что в его срочном увольнении или переводе с глаз долой в другое отделение сыграло роль именно его опрометчивое обещание притормозить операцию, которое он выдал абсолютно искренне, полагая, что за постоянных клиентов все-таки надо держаться. И я начала ждать, когда умные банковские служащие начнут щелкать пальцами по клавишам и поднимать видеозаписи, дабы выяснить – в каком именно банкомате страны будет сделана попытка снять мои деньги?
…Представляю, как они хохочут, читая эти строчки. Потому что никого этот вопрос не интересовал. Вообще! Спустя месяц после моего обращения некий механический голос сообщил по телефону, что мне отвечено отказом. «Как отказом? Почему? Вы же сказали, что операция приостановлена!» - мои вопросы летали по отделению долгим эхом. Сотрудники банка лишь отводили взгляды. Вы не поверите – на то, чтобы получить официальную бумагу, у меня ушло 36 дней! Прибавим сюда еще 42, которые прошли с момента подачи первого заявления. Итого – 78 календарных дней на то, чтобы получить ответ, который по всем правилам должен был сочиняться 30!
Не родись красивой…
Нельзя сказать, что сотрудники банка глотали мои регулярные вопросы молча. Они креативили, как же… Один юный стажер, например, (это был Артем Никитенко – Г.С.) даже попытался всучить мне «ответ» - отпечатанный на принтере листочек без подписи и печати, заставляя меня саму сгонять за штампиком в соседнее отделение. «А че - я что ли поеду?» - удивился он искренне.
Пожаловаться на поведение сотрудников начальнику отделения на улице Большой Грузинской мне ни разу не удалось – он все время обедал, этот ненасытный Теплов М. В. , и в 12 дня, и в 14, и даже под вечер. Вытребовать адрес электронной почты руководства банка тоже не получалось: вместе этого мне каждый раз давали одинаковый совет – идти самой на улицу Пречистенку в головной офис и стучаться с улицы.
Не прошло и двух с половиной месяцев, как удалось, наконец, вырвать официальный ответ зубами. В нем было написано следующее: по моему заявлению якобы проводилось целое банковское расследование, которое показало, что операции на фальшивом сайте были проведены без каких-либо нарушений, а «изучение фактов, которые находятся вне компетенции Банка, не представляется возможным». Иными словами: никто и не собирался отслеживать, в каком именно банке была выдана карточка моему интернет-мошеннику, и совмещать его имя с видео, которое по правилам должно храниться в памяти банкомата полгода. Логика такова: я сама виновата в том, что меня обманули, и банк за это ответственность не несет. Как виноват ограбленный за то, что носит в кошельке деньги. А изнасилованная – за то, что родилась женщиной…
Но в тот момент, когда я выходила из отделения банка с этой отпиской, мне захотелось родиться белорусской женщиной, а не российской - потому что в Белоруссии, в отличие от России, действует закон, согласно которому банки обязаны возмещать средства, списанные со счетов мошенническим путем. То есть, сначала БЕЗУСЛОВНО вернуть средства, а потом уже разбираться, кто виноват. И почему-то мне кажется, что при таком раскладе тамошние специалисты по безопасности вынуждены шевелиться быстрее, чем наши, которым абсолютно «по барабану» - украли у клиента со счета деньги, или нет?
«Это бывает только в кино»
Что же касается «компетенции», за пределы которой служащие банка были заглянуть якобы не в силах – то это уже совсем другая история. Параллельно с заявлением в банк я обратилась в полицию: на наживку интернет-мошенников могли нарваться другие люди, покупавшие в период отпусков билеты на несуществующие авиарейсы. В ОВД «Пресненский» факт мошенничества послушно зафиксировали, сняли показания и даже провели допрос. Путь моего заявления с четвертого этажа на третий, из оперативного отдела в следственный, занял всего какой-то месяц. Это еще что: протокол моего допроса в районной прокуратуре читают уже месяца три… Милая следовательница районного ОВД Мария Редичкина, когда я ехидно уточнила по телефону - чем, в таком случае, занимается киберполиция, если не борется с интернет-мошенничеством и не блокирует фальш-сайты? – ответила мне по-настоящему прекрасной фразой: « На моей памяти таких дел не раскрывали ни разу. Это бывает только в кино».
Так что все мои претензии, получается, адресованы исключительно кинематографу, в котором шустрые антихакеры ловят за руку компьютерных воришек, а бесстрашные полицейские заламывают руки преступникам прямо у банкоматов. Так не бывает. Наверное.
Хотя… Знаете, что поразило одну мою приятельницу, которая получила печальный опыт интернет-мошенничества в Британии? Что приехавшие к ней полицейские спросили: «КОГДА мы найдем преступников – Вы согласитесь выступить в суде?».
Не ЕСЛИ, а КОГДА, Карл…
Отношения мошенников и клиентов
Это еще не конец истории. Для того, чтобы все-таки получить ответ на вопрос: почему служба безопасности банка не может связаться с банком-партнером, в который ушли мои деньги, а те, в свою очередь, отсмотреть кадры с видеокамеры, которая встроена в каждый банкомат? - я связалась с банковской пресс-службой. Вот кто работает оперативно – так это они! Мне позвонили уже на следующий день. Встреча с откомандированной на погашение этого конфликта заведующей соседнего отделения («Аэропорт») Гюзелью Зелятдиновой пополнила коллекцию как минимум четырьмя перлами. Первый: «Главная задача банка – обеспечить прибылью акционеров». Второй: «Банк не заморозил ваши средства, потому что не знал, в каких клиент находится отношениях с мошенником». Третий: «Вы представляете – что будет, если все клиенты начнут требовать компенсации?» И наконец последний: «Мы согласны компенсировать вам половину потерянных денег при условии, что эта статья ни в каком виде и никогда не будет опубликована».
И так мне, знаете ли, стало противно в тот момент – от самой мысли о том, что я имею дела с банком, который ради копеечной, по меркам большого бизнеса, прибыли готов заподозрить многолетнего клиента в связях с мошенниками, что я развернулась и ушла вместе со статьей, которую вы только что прочитали... Считайте, что оплатила прибыль акционеров из своего кармана.
Угадай-ка!
«Имя! Пусть автор назовет имя банка!» - наверняка раздраженно вскричите вы.
Право, зачем? Не думаю, что в любом соседнем заведении дела обстоят лучше: неумение и нежелание расследовать интернет-преступления – это, увы, часть российской банковской системы. Разница между банками заключается только в выдрессированности сотрудников.
Но вы этот банк, конечно, знаете – он начинается на буку «Ю» и заканчивается на «т», считается европейским и конторками его усыпана не только Москва, но и вся Россия – 100 отделений на страну! И 3600 во всей Европе…
Выиграет тот, кто угадает. Тем, что больше никогда не понесет туда свои деньги.