Опять на них надеется страна

 »   » 
  • Опубликованно
  • Опять на них надеется страна
Проблемы государственного бюджета решаются за счет военных пенсионеров

Экономический кризис и проблемы с формированием бюджета на 2016 год отразились на военных пенсиях. Ранее фактически на год была отложена их двухпроцентная индексация, призванная компенсировать понижающий драконовский коэфф 2000 ициент 54 процента. Не произошло в 2015-м и обещанной индексации на размер инфляции, хотя для гражданских пенсий ее произвели.

Почему-то никто, принимая решения о том или ином урезании, не задумывается, что пенсия для многих пожилых людей, особенно потерявших здоровье на военной службе, единственный источник существования. А значит, надо хотя бы объяснить ветеранам причины таких метаморфоз. Увы, этого, как правило, не происходит.

Закон и экономия

Военные пенсионеры – люди с государственным мышлением и готовы понять финансовые проблемы страны. Но они хотят знать, почему меры по затягиванию поясов касаются только пенсионеров и не распространяются на представителей более состоятельных слоев населения, в том числе олигархию. Подоходный налог для всех, например, как был, так и остается 13 процентов.

1 октября 2015 года наконец вновь заработала та самая замороженная ранее ежегодная двухпроцентная надбавка. Как говорится, и на том спасибо. Но удивляет легкость, с которой чиновники манипулируют недавно принятыми законами. Речь о 309-м ФЗ от 8 ноября 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ими, напомним, одновременно с повышением окладов денежного содержания военнослужащих был установлен новый порядок начисления пенсий. Прошло всего четыре года и оказалось, что действие его норм запросто можно отложить на неопределенное время подзаконными актами.

Хотя в Конституции РФ прямо сказано, что у нас не должны приниматься законы, ущемляющие социальные права и гарантии граждан, ухудшающие их материальное положение. Тем не менее в 2016 году в связи с экономическим кризисом государство решило поправить дела за счет пенсионеров. Как считают законодатели, отказ от индексации пенсий станет главным источником экономии денег в казне. Такие выводы следуют из анализа бюджета и сопутствующих документов. Так, правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому с 1 января 2016 года пенсионерам, работающим или занимающимся другой деятельностью более шести месяцев в году, предшествующем году проведения индексации, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней не индексируются. Тем самым государство по сути дискриминирует пенсионеров, которые в силу своих возможностей и желания пытаются помочь стране посильным трудом. Это пока не коснулось военных запаса, но сам по себе подобный подход вряд ли можно назвать логически обоснованным. Скорее он говорит об отсутствии единой социальной политики в государстве, консолидированной позиции законодательной и исполнительной власти. Более того, он кажется просто абсурдным, и уж если должен кого-то затрагивать, то в первую очередь госчиновников, которым недавно разрешили на пять лет дольше пребывать на государственной службе.

В 2016 году не предусматривается индексация стипендий, окладов госслужащих, судей и денежного довольствия (ДД) военных. Ради наполнения бюджета в третий раз заморожены пенсионные накопления. Документ предлагает продлить приостановку действия 24 законов до начала 2017 года. В качестве причины такого шага указана опять же нынешняя экономическая ситуация. Хотя по заявлениям советника президента Сергея Глазьева, в стране накоплены огромные валютно-финансовые резервы, а немалая часть доходов от продажи энергоносителей ежегодно конвертируется в ценные бумаги США и оседает на Западе.

Минфину России якобы катастрофически не хватает денег. При этом федеральный бюджет буквально захлебывается от них: неиспользуемые остатки средств на его счетах выросли с н 1000 ачала года при урезании самых необходимых расходов почти на 500 миллиардов рублей, достигнув на 1 октября 10,6 триллиона. Для сравнения: все доходы бюджета-2015 запланированы на уровне 12,5 триллиона рублей. Причем приоритетом, если судить по отчетам, является не «оборонка», не социальные программы и даже не финансовые спекуляции в виде обслуживания госдолга, а накопление денег и вывод их из России – в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, средства которых вложены в основном в госбумаги США и стран еврозоны. Таким образом, главное для нашего бюджета – финансирование расходов стран, ведущих с Российской Федерацией новую холодную войну, включающую в себя кредитную и инвестиционную блокаду.

И все же военные пенсии – это прерогатива прежде всего Министерства обороны РФ. Как ситуацию с ними оценивают в самом ведомстве?

По просьбе министра


Согласно специальному закону пенсия лицам, уволенным с военной службы, исчисляется из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию на день увольнения и ежемесячной надбавки за выслугу лет. Размер пенсии напрямую зависит от продолжительности военной службы, условий ее прохождения и занимаемой на дату увольнения должности.

В связи с реформированием с 1 января 2012 года системы ДД военнослужащих ФЗ от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлена новая система ДД проходящих военную службу, предусматривающая увеличение окладов военнослужащих, в том числе за счет сокращения размеров и количества дополнительных выплат.

Одновременно с проведением этой реформы 309-м ФЗ от 8 ноября 2011 года внесены изменения, устанавливающие новые правила исчисления пенсий, согласно которым с 1 января 2012 года учитываемое при исчислении пенсии ДД установлено в размере 54 процентов.

Для сохранения уровня пенсионного обеспечения с 1 января 2013 года предусматривалось ежегодное повышение данного коэффициента на два процента и пересмотр военных пенсий первого числа каждого последующего года с ц 2000 елью доведения его до 100 процентов. С учетом уровня инфляции ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено в размере, превышающем два процента, что, безусловно, можно только приветствовать. Но в жизни все получается иначе. Даже эти два процента заморозили на год. И где гарантия, что не ударит очередной кризис, не случится неурожай, не упадут цены на нефть?

Надо откровенно сказать и о том, что выбрать все 100 процентов кровно заработанной пенсии бывший военный даже теоретически сможет лишь через 23 года. Многие до этого счастливого дня просто не доживут. Особенно люди, которым 60–70 лет, не говоря уже о более возрастных. Получается, обещанные в перспективе 100 процентов пенсии по сути пустая декларация. Почему хотя бы для самой старшей категории граждан не сделать возрастную поправку, которая никак не отяготит карман государства? По некоторым оценкам, таких пенсионеров в стране наберется всего около 300 тысяч.

Понятно, что Министерство обороны не Минфин, не правительство и самостоятельно решать такие вопросы не может. Но, отдадим должное, оно постоянно проводит работу по индексации военных пенсий. Напомним:

с 1 января 2012 года произведен пересмотр пенсий, размеры которых увеличились в среднем на 50–70 процентов;
в 2013 и 2014 годах пенсии пересматривались дважды в год путем повышения размера ДД, учитываемого при их исчислении;
с 1 января 2013 года брались в расчет уже не 54 пресловутых драконовских процента, а 56 – от ДД, учитываемого для начисления пенсии;
с 1 октября 2013 года – 58,05 процента;
с 1 января 2014 года – 60,05 процента;
с 1 октября 2014 года – 62,12 процента.


Как считают в военном ведомстве, данное увеличение позволило повысить в 2013 году размеры пенсий уволенным военнослужащим в среднем на 7,5 процента, а в 2014-м – на 7 процентов (на 2 процента выше уровней инфляции, установленных федеральными законами о бюджете на соответствующий год).

Еще раз скажем спасибо МО РФ за проводимую работу. Но мы-то знаем, насколько лукавы официальные цифры инфляции, которая в реальности значительно выше и составляет нынче, по данным независимых источников, около 14 процентов.

Интересно и то, что в 2015 году повышение ДД военнослужащих и пенсий первоначально вообще не предусматривалось. Для того чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки, потребовалось личное обращение министра обороны к президенту. Лишь тогда вопрос был решен. В частности, 20 апреля 2015 года подписан ФЗ № 93-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в соответствии с которым размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, с 1 октября 2015 года составил 66,78 процента, что позволит увеличить военные пенсии на 7,5 процента. Таким образом, их размеры увеличатся в денежном исчислении на 700–1200 рублей.

Непонятно одно: почему надо просить о том, что положено по закону? Ведь еще в 2012 году бывшим военным просто недодали положенное, а теперь, оказывается, о возвращении признанного государством долга надо еще и просить на самом высоком уровне. Почему министру обороны приходится напоминать об этом нашему правительству, руководству страны? В правовом государстве выбора «хочу – дам, хочу – нет» у чиновника быть не должно. Получается, какими бы замечательными ни были у нас законы, все решает субъективный фактор, благосклонность руководителей высокого ранга.

Справедливость отдали на откуп

Теперь о том, как все-таки изменились военные пенсии с 1 октября 2015 года. Их средний размер, как подсчитали в Департаменте финансового обеспечения Министерства обороны РФ, составил 21 290 рублей в месяц и превысил средний размер страховой пенсии (12 900 руб.) в 1,65 раза.



Надо учесть при этом, что пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим после их увольнения по истечении 20 лет службы, а страховая пенсия мужчинам – только по достижении 60-летнего возраста. Понятно, что за 20 лет выслуги пенсия назначается в минимальном размере, а полная – лишь за 32 года военной службы.

Какой будет дальнейшая социальная политика государства по отношению к военнослужащим кадра, запаса и в отставке – покажет время. Но в любом случае нельзя отдавать ее на откуп чиновникам, пусть даже самого высокого ранга. Это вопрос отношения государства 2000 к людям в погонах, отдавшим его защите лучшие годы жизни.

И еще вопрос справедливости, которая в России всегда считалась одним из главных критериев социального благополучия общества и говорить о которой пока не приходится. Судите сами. В соответствии с действующим российским законодательством:

у федеральных государственных гражданских служащих пенсия рассчитывается с учетом всех добавок, а у военных пенсионеров – нет;
депутаты различных государственных и муниципальных структур получают пенсии от 75 процентов и более, а военные пенсионеры – нет;
федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию с 15 лет службы, а военнослужащие – с 20;
надбавка за особые условия военной службы установлена в размере 100 процентов, в то время как за особые условия гражданской службы – 200 процентов (подпункт 2 пункта 5 статьи 50 закона 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).


Дальнейшее сохранение такого положения дел как минимум понижает привлекательность службы в Вооруженных Силах и отрицательно сказывается на статусе военнослужащих.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа