На прошедшей неделе в большой политике появился новый жанр – виртуальная некромантия. Он возник в ситуации, когда одни участники международных отношений пытаются делить шкуру неубитого медведя, а другие предлагают им легендарные «уши от мёртвого осла». Что же произошло? Дабы понять это, обратимся к трём новостям ушедшей недели.
Новость первая. Министры юстиции Эстонии, Латвии и Литвы подписали в Риге меморандум о сотрудничестве, где согласованы действия по предъявлению России требования о возмещении ущерба за «советскую оккупацию». Новость вторая: Соединенные Штаты сообщили, что получили просьбу Литвы продать крупную партию колесных боевых бронемашин Stryker. Новость третья: Государственный министр Грузии по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили заявил, что его страна готова предложить Абхазии особый статус в федеративном государстве.
На первый взгляд эти три события не имеют между собой ничего общего. Но там где одни видят кучу разрозненных событий, другие видят систему. Попробуем понять, что это за система такая.
Итак, сперва о «возмещении ущерба» Прибалтике. Ясно, что никакой многомиллиардной компенсации прибалтам точно не видать при нынешнем руководстве России. Тут самим не хватает, о чём Рогозин и дал понять неугомонным соседям. Принудить Российскую Федерацию к уплате репараций, будем называть вещи своими именами, может лишь масштабное военное поражение.
Аналогично и с Абхазией. Сама республика в состав Грузии не вернётся – её можно лишь принудить военной силой. Но Сухум находится с Москвой в отношениях, которые в недавнем прошлом назвали бы протекторатом – и он почти исключает применение силы со стороны Тбилиси. Однако грузинское руководство видит себя в позиции того, кто вправе выдвигать ультиматумы и это настораживает.
Отдельно о «Страйкерах». Как уже писалось ранее, Литва является практически идеальной страной для создания военных провокаций и по демографическим и по географическим и чисто по военным причинам. При этом сама республика имеет ещё меньше свободы от воли Вашингтона, чем среднестатистический Штат США. Правда следует добавить ещё одну причину, которая ранее не упоминалась: судя по всему, при самом радикальном сценарии (хаотизации России) Соединённые Штаты хотели бы видеть Калининград именно под властью Вильнюса. Белый Дом понимает, что возможное присоединение Калининграда к Германии или южных Курильских островов к Японии неизбежно усилит эти страны. Немного, но усилит. Поэтому Большой Брат постарается, чтобы эти территории Берлину и Токио не достались, но при этом и не остались в составе России тоже. Во всяком случае, пока что стратегия просматривается именно такая.
Но главное всё-таки не это. Активизация геополитических троллей на всех направлениях говорит о том, что в отношении России готовится некое событие или несколько событий подряд, после чего военные ресурсы лимитрофов будут задействованы уже в полную силу. Что это за событие пока непонятно, хотя предположений предостаточно.
Другая сторона вопроса заключается в осознании того, что на Россию будут пытаться навешать максимум преступлений в дополнение к «агрессии против Украины» и «потворству режиму Асада в Сирии». Цель понятна – чем более преступным будет признана деятельность и само существование России (заметим, не государства ли конкретного режима, а нации вообще), тем более радикальные действия против неё будут позже легитимизированы в глазах международного сообщества. Напомню, ещё до Олимпиады в Сочи под этим соусом против нас пытались протащить «геноцид черкесов» и «ущемление прав ЛГБТ». Кстати, есть ещё и дело ЮКОСа, которое на Западе до сих пор сверхактуально и по которому над зарубежными активами РФ висят 50 миллиардов долларов компенсаций. Если добавить к этому желание США окончательно ликвидировать итоги второй мировой в отношении СССР и России, то прибалтийские
1000
демарши прекрасно вписываются в эту концепцию. Мол, незаконная аннексия прекращена, но настало время заплатить за пользование территориями.
В 1991 году мы фактически проиграли войну. Причём войну крупную, если судить по последствиям, пусть и, как сейчас модно говорить, гибридную. В XXI веке нам готовят поражение аналогичных масштабов, если не ещё более страшное. Словесные выпады у наших границ и в дальнем зарубежье – это лишь подготовка, или скорее, подготовка подготовки. Но и это важный сигнал для тех, кто умеет слушать.
Вслед за этими намёками последуют и другие, всё большей степени высвечивающие планы другой стороны. Пока ясно одно – официальную Москву собираются сделать парией по всем направлением. История вокруг лишения России ЧМ-2018 только что обрела второе дыхание, не говоря уже об откровенно надуманной истории вокруг олимпийской сборной по лёгкой атлетике. Продолжать в таких условия игры в «партнёров» и «сотрудничество», мягко говоря, не выглядит умной идеей.
В первой половине декабря ожидается послание президента Федеральному Собранию, посвященное, как ожидается вопросам национальной безопасности. Возможно, мы услышим и ответ высшего руководства России на всё более чётко обозначившиеся угрозы. А возможно и не услышим. Скоро это станет ясно.