Совещание по вопросам подготовки сборной России к Олимпиаде в Рио было назначено в среду на час дня. Но уже в полдень выяснилось, что провести его, как намечено, не получится. Дождь, ливший над олимпийским городом всю ночь и всю утро, не просто превратил улицы в реки, но еще и превратил в бассейн взлетно-посадочную полосу сочинского аэропорта. Ни вылететь из него, ни приземлиться не было никакой возможности. И среди ушедших на другой аэродром оказался и самолет с участниками делегации, летевшей на совещание к президенту. Все главы спортивных федераций России во главе с министром спорта Виталием Мутко и главой ОКР Александром Жуковым вынуждены были ждать у неба погоды в Минеральных водах.
При этом в федеральном центре подготовки спортсменов тоже ждали. Члены самых разных сборных страны: от борцов-вольников и дзюдоистов до ошельмованных в последние дни до крайней степени легкоатлетов, должны были пообщаться с президентом. Журналисты, приехавшие в спортивный центр, рвались в зал, где занимались легкоатлеты, с такой яростью, как будто им там должны были открыть смысл жизни. Но ответы и тренеров, и звезд отечественной легкой атлетики были до однообразия схожи.
- Тренируемся, стараемся не думать, что всю сборную могут отстранить от Олимпийских игр, надеемся, что это недоразумение, - сформулировала чемпионка мира по прыжкам в высоту Мария Кучина.
Тут пришло известие, что застрявшие в аэропорту Минеральных вод участники президентского совещания пока проведут свое совещание — предварительное.
- Чтобы потом доложить президенту, если, конечно, смогут долететь до Сочи, - сказал Дмитрий Песков.
Времени на предварительные обсуждения у них было хоть отбавляй — в Сочи путешественники прибыли лишь к девяти вечера. А к 22:00 в центр «Юг-Спорт» приехал Владимир Путин — совещание должно было как тот матч: состояться при любой погоде. И в любое время.
Спортсмены, надо отдать должное их мужеству, оказались настоящими олимпийцами и дождались главу государства, пойдя ради этого на явное нарушение режима. Но и он постарался обойти всех, ведомый по центру Виталием Мутко, который уже успел подарить журналистам несколько сенсаций. Например, министр спорта предложил ввести в России уголовную ответственность за применение допинга. И это при том, что ее нет даже за употребление наркотиков. Получалось, что быть атлетом сборной страны перед законом опаснее, чем наркоманом.
Владимир Путин первым делом отправился к борцам-вольникам. В том, что они поедут на Олимпиаду в Рио, была огромная доля его личной заслуги. Два года назад вольную борьбу собирались исключить из программы летних Олимпийских игр и почти исключили. С помощью титанических усилий и благодаря вмешательству персонально Путина, проведшего немало встреч для решения вопроса, который завалила, замечу, международная федерация борьбы, вольники устояли. И этот медалеемкий для России вид спорта остался в программе Игр. Вот за это главный тренер сборной страны Магомед Гусейнов и благодарил Путина:
- Если уж вы нашу проблему решили, то с допингом точно разберетесь. А мы вас всегда поддерживаем.
- Две-три золотых медали из Рио точно привезем, - обещали президенту борцы.
- Да я вижу — вы крепкие ребята, - даже и не пытался спорить Путин.
- В спорте мы вас не подведем, а в политике вы и сами справитесь, - уверяли его.
В том, что спорт и политика сегодня — одно и то же, стало ясно с первых минут начавшегося после осмотра центра совещания. Оно, кстати, началось без пять одиннадцать вечера. В какой-то момент даже появилась мысль: а может, это специально так, может, они просто на бразильское время перешли, для адаптации?
- С допингом надо бороться, - сказал Путин еще во время общения со спортсменами. То же самое только более развернуто он повторил и функционерам. - Что касается последних событий, связанных с нашей легкоатлетической федерацией, то прошу министра спорта, всех коллег, обратить самое пристальное внимание на это. Необходимо провести собственное внутреннее расследование и обеспечить самое открытое профессиональное сотрудничество с международными антидопинговыми структурами. Мы в России должны сделать все, чтобы избавиться от этой проблемы.
Президент заявил, что проблема допинга существует во всем мире, и решать ее надо вместе с этим всем миром. Даже если он настроен к нам не слишком дружественно.
- Если у наших зарубежных коллег есть вопросы, они должны быть закрыты, - сказал Путин. - Причем, это должно быть сделано в открытой, профессиональной, добросовестной работе. В любом случае, мы должны защитить наших спортсменов от применения запрещенных препаратов. Это, прежде всего, нужно для них, для наших спортсменов, их здоровья. Спортивная борьба должна быть честной, спортивная борьба только тогда становится привлекательной, если становится честной.
Об уголовной ответственности за допинг президент даже говорить не стал, но, внимательно посмотрев на Виталия Мутко, про ответственность за скандалы последних лет сказал.
- Разумеется, ответственность, если мы придем к выводу, что кто-то должен отвечать за нечто такое, что нарушает имеющиеся правила в антидопинговой сфере, ответственность должна быть персонифицированной, - заявил он. - Это общее правило! И уж точно совершенно, спортсмены, которые далеки от допинга, никогда к нему не притрагивались, не занимаются этим, не должны отвечать за тех, кто что-то нарушает.