Но даже сейчас на взлетную полосу воздушной гавани может сесть военный самолет Ил большой грузоподъемности, Министр транспорта Донецкой Народной Республики Семен Кузьменко выражает уверенность, что Донецк имеет благоприятные условия для восстановления аэропорта и создания транспортного хаба на его основе. «Мы находимся в уникальном месте относительно розы ветров и положения между Европой и Азией. Сейчас происходит тенденция евразийской интеграции и, если раньше авиарейсами нужно было связывать столицы, то сейчас уже региональные центры все больше нуждаются в авиасообщении. Напомню, что при Украине были попытки сделать хаб, но деньги разворовывались. У нас самые идеальные перспективы по созданию транспортного хаба и от этих шагов мы не отступимся. Вопрос блокируется только международным полетным предписанием и, как только воздушное пространство будет открыто, мы приступим к работам», – сказал Министр.
О перспективах возрождения авиасообщения в донецком аэропорту мы побеседовали с Павлом Туревским – начальником отдела гражданской авиации в Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики.
- Павел Давидович, расскажите можно ли возобновить работу аэропорта?
В первую очередь, это зависит от открытия неба. Сейчас оно будет оставаться закрытым, пока украинские войска стоят под Донецком. Для начала нужно, чтобы они были отведены как минимум на 100 километров от аэропорта или чтобы Донецкая Народная Республика вышла на границы, которые раньше занимала Донецкая область.
- В каком состоянии взлетно-посадочная полоса?
Мы располагаем снимками с воздуха, которые позволяют сказать, что восстановление реально, так как по данным аэрофотосьемки аэродромный комплекс не имеет критических разрушений, требующих полной замены. На первом этапе можно с минимальными затратами обеспечить работу военно-транспортной авиации, самолетов Министерства чрезвычайных ситуаций и полеты первых лиц государства.
- Там же, практически, все разрушено?
Да, разрушено многое, но мы говорим о минимальных необходимых действиях. Я работник авиации с 35-летним стажем. В донецком аэропорту работал с 1982 года авиадиспетчером и руководителем полетов. К тому же, я активно общаюсь со своими коллегами из России, которые имели опыт работы в условиях «горячих» точек. И мы можем использовать этот опыт. Взлетно-посадочная полоса была с такими характеристиками, которые в настоящее время избыточны. Ее размеры – четыре километра на шестьдесят метров. Нам же достаточно всего двух километров на сорок пять метров. То есть, мы можем определить наименее пострадавший участок нужного нам размера и вначале восстановить только его. При этом мы сможем одновременно принимать воздушные суда и проводить работы по восстановлению оставшейся части взлетно-посадочной полосы в полном объеме, соблюдая при этом нормы авиационной безопасности. Даже если рулежные дорожки разрушены, на первом этапе можно обойтись без них, используя почасовой график приема-выпуска воздушных судов. А с вертолетами ситуация еще проще – для их приема-выпуска подойдут любые участки поверхности, отвечающие требованиям авиационной безопасности.
- А навигация? Нужно ведь заново отстроить всю инфраструктуру?
Мы можем нанести дневную маркировку и использовать обычную радиосвязь для организации работы авиадиспетчера. В простых метеоусловиях нам понадобятся приводная радиостанция (маяк), командная радиостанция, средства наземной связи и метеорологический пост. Для работы военно-транспортной авиации и МЧС этого будет достаточно.
- Какие перспективы развития гражданской авиации?
Думаю, что сперва приоритетом будет грузовая авиация. На первом этапе аэропорт сможет работать в режиме «с колес на колеса». То есть, садится борт, подъезжают автомобили и забирают груз. Один из трех перронов сейчас практически целый, в нем только торчит одна «градина». Можно будет после ремонта использовать его как грузовой – он находится возле Киевского проспекта, что удобно для дальнейшей перевозки.Что касается перспектив пассажирской авиации, то в 2013 году в среднем за день обслуживалось 20 взлетов-посадок пассажирских рейсов и 20 бизнес-авиации. Мы предполагаем, что после выполнения работ по восстановлению аэродромного и аэропортового комплекса в первое время сможем принимать 5-6 рейсовых воздушных судов в день и столько же бизнес-авиации.
Удобное географическое месторасположение Донецка позволяет использовать аэропорт как международный узловой аэропорт (НUВ). Метеоусловия в районе аэродрома, особенно в период осенне-зимней навигации, значительно отличаются от близлежащих аэродромов, расположенных как на территории Российской Федерации, так и на территории Украины, что связано с наличием возвышенности Донецкого кряжа. Данное преимущество позволяло использовать аэродром Донецк как основной запасной аэродром для Ростова, Краснодара, Харькова, Днепропетровска, Запорожья.