На Украине мочат УКРОПов. Только не подумайте, что донецкое ополчение перешло в наступление. УКРОПы - эт
2000
о партия скандально известного олигарха Коломойского, в офисах которой прошли обыски и аресты.
Собственно, это хороший повод поговорить о политической системе Украины, по-всякому важнейшей для нас страны. Что изменилось в результате госпереворота, названного Революцией достоинства?
Общим местом считается то, что украинская политическая система - это победившая олигархия. Все политические процессы на Украине, начиная с выборов любых уровней и заканчивая майданами и госпереворотами, были и остаются разными способами перераспределения влияния, имущества и денежных потоков между олигархическими кланами. Исключением не является и последний Майдан, заказанный украинскими олигархами, обиженными зарвавшимся кланом Януковича. Характерно, что победившая революция, с революционной же простотой, нарезала этим региональным магнатам легальные вотчины, назначив их губернаторами. Таруту - в Донецк, Балогу - в Закарпатье, Коломойского - в Днепропетровск.
Есть принципиальная разница между Украиной и тем, что называли олигархией у нас, в России. В России даже в худшие времена 90-х государство существовало, как некая самоценная сущность, и наши олигархи позиционировались относительно государства. На Украине никакого государства, помимо этих олигархов, не было. То есть, украинская олигархия - и есть никаким государством не ограниченная власть этих самых олигархов.
Казалось бы, ничего не изменилось. Даже по списочному составу нового депутатского корпуса разных уровней — те же самые людишки, приписанные к тем же самым конкретным кланам. Ан нет! Момент перелома украинской олигархической модели можно определить с хронологической точностью. Это попытка бунта Коломойского против Порошенко, март 2015 года. Повод — дележ Укрнафты, крупнейшего топливно-энергетического актива.
Беня Коломойский — самый наглый и беспредельный из украинских олигархов, прославился рекламой своего Приватбанка, крупнейшего банка Украины, обещавшей 10 000 долларов за голову москаля. Революция достоинства сделала его наместником практически всего юга Украины.
То, что происходит сейчас, мне не совсем понятно. То, что я являюсь олигархом, может, это многим стоит поперек горла. И у всех разные интересы, и все хотят, чтобы я перестал быть губернатором, - говорил тогда Коломойский.
После профилактической беседы в американском посольстве Коломойскому стало все совсем понятно. Бунт олигарха был подавлен без единого выстрела.
На сегодняшний момент можно констатировать, что в политической системе Украины произошли существенные изменения. В Украине появилось государство. И это государство — Соединенные Штаты Америки, которые перешли от кураторства к прямому управлению.
Исполнительной властью, осуществляющей текущее управление украинской политикой, является посольство США во главе с Джеффри Пайеттом. Политическое кураторство исторически было возложено на вице-президента Джо Байдена.
Кстати, Джо Байден проводил встречу с украинским руководством, если вы видели картинку телевизионную, по сути дела, в формате главы государства на внутреннем совещании. Он сидел во главе стола, и с боков от него располагались украинские представители, - отметил тогда глава МИД РФ Сергей Лавров.
Но в настоящий момент руководить Украиной доверено заместителю госсекретаря США Виктории Нуланд, прославившейся раздачей печенек на Майдане. В частности, в ее компетенцию входит кадровая политика. Напомним знаменитый разговор Нуланд с послом Пайеттом, в котором она, кстати, обматерила Евросоюз, пытавшийся вмешаться в сферу ее компетенции.
Не думаю, что Кличко должен быть в правительстве. Не думаю, что это необходимо, и что это хорошая идея, - говорит Виктория Нуланд.
С точки зрения того, что он не будет в правительстве, пусть останется и вне игры продолжит свою работу, - отвечает ей Джеффри Пайетт.
Я думаю, Яценюк - это подходящий человек. У него есть опыт в экономических вопросах и в вопросах управления, - отмечает Виктория Нуланд.
Сейчас важной задачей Госдепа является укрепление украинского туземного правительства проверенными кадрами. Ключевой фигуро
1000
й кабинета является министр финансов Наталья Яресько, которой прочат пост премьера вместо провалившегося Яценюка. Яресько — американская гражданка, бывшая сотрудница Госдепа, начинала деятельность на Украине в качестве главы частного инвестфонда.
Любопытно, что этот частный фонд создан решением Конгресса США и финансировался Госдепом по линии USID. Помимо Яресько украинский кабинет кадрово укреплен иностранными реформаторами, сертифицированными Госдепом США: грузины министр здравоохранения Александр Квиташвили, заместитель министра внутренних дел Эко Згуладзе, министр экономики — литовец Айворис Абромавичюс. А на стратегическую Одесскую область хозяева бросили своего грузинского золотого мальчика Саакашвили.
Стала ли политическая система Украины устойчивее к внешним и внутренним вызовам? В какой-то степени да. Во всяком случае, никакие изменения курса за рамками, определенными внешним источником власти, в легальном политическом поле невозможны.
За время, прошедшее после европейского выбора, украинская национал-романтическая публика избавилась от множества надежд и иллюзий. А вся национальная идея свелась к заклинанию — Америка з нами!. Это последняя романтическая иллюзия, от которой ей предстоит избавиться. Америка, безусловно, нуждается в Украине, но исключительно как в инструменте для собственных нужд. А нужды эти определяются точно не Украиной.