Все последние годы идёт спор о том, что в России явный переизбыток вузов и студентов. По количеству обучающихся в высших учебных заведениях наша страна занимается первое место в мире, однако, учитывая квалификацию большинства современных выпускников и более чем очевидный перекос вузов на специализации гуманитарного и окологуманитарного характера, это первое место явно не выглядит достижением.
В министерстве образования решили пойти по пути наименьших мыслительных затрат и ситуацию стали выправлять методом банального сокращения числа бюджетных мест в вузах – мол, так можно будет избавиться от большого количества о
2000
хотников за вузовским дипломом. Если верить публикациям информационных агентств, то уже в ближайшее время число бюджетных мест в российских вузах планируется сократить на 110 тысяч. Это при учёте того, что процент выпускников с весьма сомнительным багажом знаний, умений и навыков (если такой багаж вообще присутствует) «готовят» чаще всего не на бюджетных, а на коммерческих местах государственных вузов или же в негосударственных коммерческих вузах, выросших в нашей стране как грибы после дождя.
Коммерческие вузы умудряются «готовить профессионалов», не имея в штате ни единого представителя преподавательского состава должной квалификации и профильной направленности. Схема «аренды» преподавателей опутала эти конторы, которые открываются и работают только лишь в качестве бизнес-проекта лица, зачастую не имеющего никакого отношения к образованию.
Но вот же странность – такие, с позволения сказать, вузы как работали, так работать и продолжают – со списками гоголевских «мёртвых душ» вместо реальных студентов, а вот по бюджетным местам в государственных вузах решили пройтись, вспомнив об оптимизации. К чему такая «оптимизация» может привести – понятно: профессорско-преподавательский состав государственных вузов, теряя возможности для работы, в очередной раз пойдёт искать счастья в коммерческие «образовательные» структуры, которым, в принципе, до лампочки как сам процесс подготовки студента, так и то, где выпускник себя впоследствии сможет реализовать.
Вызывает определённый интерес вопрос о том, кто же может стоять за принятием решений о сокращении числа бюджетных мест в вузах с одновременным процессом коммерциализации российского образования и выдавливания из него нацеленности на будущее и успех как таковой.
Одной из организаций, которая решила всерьёз «взяться» за образование в России (тогда ещё в СССР – 1989), является такая структура как PwC (PricewaterhouseCoopers). О себе PwC пишет:
Мы считаем, что лучшие результаты рождаются в тесном партнёрстве с нашими клиентами. Поэтому каждый день более 2600 наших профессионалов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Воронеже, Южно-Сахалинске и Владикавказе работают над тем, чтобы выстроить прочные отношения с клиентами и понять их задачи и устремления.
Мы измеряем успех той пользой, которую мы приносим нашим клиентам, сотрудникам и обществу.
О каком успехе речь?
PwC – международная сеть консалтинговых компаний с головным офисом в Лондоне и годовой выручкой под 30 млрд. долларов. В России сеть компаний видит свою заинтересованность буквально во всех сферах деятельности, включая медицину, строительство и образование. Ещё в 90-х PwC начала консультировать не только отдельные бизнес-направления, но и целые федеральные министерства РФ. Так, в сфере интересов «Прайс Уотерхаус Куперс» (можно – ПУК…) оказались, ни много ни мало, Министерство транспорта, Росимущество, Министерство промышленности и торговли, Министерство строительства и ЖКХ и то самое Министерство образования. Пустив корни в российской министерской среде около двух с лишним десятилетий назад, ПУК и подобные ей западные консультативные конторы не снижают своей активности в желании «направить» деятельность определённых российских ведомств по тому пути, который интересен исключительно «друзьям» России.
Необходимо отметить, что международная сеть «Прайс Уотерхаус Куперс» в России стала широко известной в связи с делом ЮКОСа. Арбитражный суд признал, что «консультанты» ПУКа являлись непосредственными участниками формирования мошеннических схем, которые применял менеджмент ЮКОСа в своей бурной деятельности, генератором идей которой являлся Михаил Ходорковский.
«Косяк» за PwC судом был признан, о
1000
днако это фактически никак не помешало консалтинговой сети продолжить свою работу в России. Так, в 2009 году в образовательной системе России появляется магистерская программа «Международные финансы», которую ПУК запустил в совместном проекте с (внимание!) Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, работая над договорённостью в период 2007-2008 – то есть именно тогда, когда причастность к мошенничеству ЮКОСа была объявлена арбитражным судом. То есть структура, которая была уличена в нечистоплотном ведении бизнеса в России, получает возможность сотрудничать с правительственным вузом. Та самая программа «Международные финансы», запущенная в России, преподаётся на… английском языке. Оно, конечно, понятно, что финансы – международные, но всё же возникает ощущение, что выпускников на её основе готовят вовсе не для обслуживания российских интересов…
Выпускники вуза, с которым сотрудничает ПУК: бизнесмен Михаил Прохоров, министр финансов РФ Антон Силуанов, экс-председатель Центробанка Виктор Геращенко. Как видно, PwC есть, на кого опереться в сегодняшней деятельности «на благо Государства Российского» и благодаря кому держаться неподалёку от министерских кабинетов…
В этой связи вопрос: а те министерства, включая Минобрнауки, которые по-прежнему получают консультации через PwC и подобные сети, могут гарантировать самостоятельное принятие решений? Гарантируют ли они то, что такие решения не идут вразрез с системой национальной безопасности и самой российской государственности?