Траур??? Этические моменты случившегося...

 »   » 
  • Опубликованно
  • Траур??? Этические моменты случившегося...


Общеизвестно, что взвинченные эмоции - плохое подспорье для трезвых оценок, поэтому во имя адекватности я счёл нужным написать эту заметку, когда первая и самая мощная волна их пошла на спад. И хотя сама история эта ещё далеко не закончена, а выяснение причин катастрофы самолёта в Египте сейчас в самом разгаре, реакция общества большей частью уже произошла, на чём и хотелось бы заострить внимание.

Читая комментарии к случившемуся в интернете, в частности на ВО, я всё-таки понял, что далеко не одинок в своём ощущении некой очередной мистерии, в которую так или иначе оказалось втянута значительная часть нашего общества и немалая часть заграничного. Всё это действо активно подстёгивается СМИ, забив 3/4 сетки вещания сводками о крушении российского авиалайнера.

Трагедия? Безусловно! Но хотя ещё свежи в памяти авиакатастрофа Boeing-737 авиакомпании Татарстан и гибель разбившейся команды хоккеистов Локомотива, и многое другое, в этот раз тема смакуется с каким-то эпическим размахом, что меня всегда настораживает...

Есть какой-то диссонанс в этом потоке искренней скорби по погибшим и раздутым (псевдо-?)участием вовлечённой в некий общероссийский флэшмоб сочувствия массовки. Столько соболезнований, репостов душещипательных фото и хэштегов в соцсетях, печальных стихов... По идее, на душе должно п 2000 олегчать от такого единения в мрачный момент, но меня не оставляет неприятное ощущение некой искусственности и непривычного усердия, почему вдруг именно эта катастрофа вызвала такой всплеск?

И в комментариях я увидел много схожих недоумений на сей счёт: люди сочувствуют, но недоумевают, зачем так выделять одних перед другими, погибших в сходных обстоятельствах, не говоря уже о масштабах памятных акций, заставляющих чувствовать себя, мягко говоря, неловко, когда в уме невольно сопоставляешь их с редкими и бледными сводками бегущей строкой о дани памяти Ветеранам Великой Отечественной, о погибших при исполнении очередного задания силовиках и т.п.

Такое расхождение в подходах к освещению подобной тематики ставит вопрос о его нравственной подоплёке, что делит общество во мнениях, и раскол этот весьма заметен. Всё это делается неспроста, а является своеобразным сигналом обществу от либеральной элиты о её этических приоритетах, о том, на кого она опирается в своей политике. Как ни крути, но отдыхающие в Шарм-эль-Шейхе и работающие в сельской местности где-нибудь на Псковщине - едва ли одни и те же люди, а посему необходимо пояснить некоторые обстоятельства:

ЗАУПОКОЙНАЯ МОЛИТВА по умершим или погибшим в своей нравственной основе имеет сострадание к ушедшим в мир иной, Любовь к ним и прощение продолжающими жить людьми всего того, что ушедшие сделали не так, как дОлжно было сделать человеку в русле Божиего промысла. Т.е. даже если умерший - глубоко греховен, то найдутся люди, которые простят ему и будут искренне молиться о его душе, не только не взирая на его грехи, но и вопреки им, и это - нормально.

ТРАУР (тем более общегосударственный) изначально - выражение признания живущими тех или иных заслуг умерших перед живущими. Эти заслуги могут быть как истинными, так и ложными (т.е. общество в силу распостранённости в нём греховности может заблуждаться в оценке заслуг греховодников). Но если заслуг нет, то нет и этических причин для траура.

ИЗ НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО:

После пожара в Хромой лошади 7 декабря 2009 г. было объявлено днём общегосударственного траура (111 погибших сразу, более 130 госпитализированных пострадавших разной степени тяжести, из числа которых более 30 умерли в течение последующих двух недель).
После катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС 7 августа 2009 г., унёсшей жизни 76 человек и нанёсшей тяжёлый урон производственному потенциалу страны - траур был объявлен только в Хакасии (в субъекте РФ, на территории которого расположена ГЭС) и ведомственный траур был объявлен на предприятиях компании Рус-Гидро. Общегосударственного траура по труженикам, погибшим при исполнении своих должностных обязанностей, не было.

Спрашивается: Какие заслуги у погибших вследствие пожара в ночном клубе перед народом? Что они сделали такого общественно полезного, чтобы объявить общегосударственный траур было этически правомочно? Почему темы, порождённые этой трагедией, в течение двух с половиной недель не сходили с экранов? Почему из госбюджета - т.е. из общенародных фондов - в ущерб простонародью выплачивались компенсации пострадавшим и погибшим на вечеринке, а не хотя бы из средств собственников сгоревшего клуба, которые не утрудились обеспечить в нём безопасность? Объявлять общегосударственный траур по поводу погибших в результате пожара в борделе* - такого не знала не только Россия, но ни одна страна мира… Это не значит, что погибшие в результате пожара в Хромой лошади не достойны сострадания и заупокойных молитв, а так же скорби и памяти их родных и близких. Но их гибель - не может быть причиной для общегосударственного траура.

В отличие от погибших в результате пожара в Хромой лошади у погибших на Саяно-Шушенской ГЭС заслуги перед Отечеством были, но общегосударственный траур по ним объявлен не был: ими пренебрегли.

* Разница между борделем и ночным клубом для богатых, каким был клуб Хромая лошадь, - не принципиального характера. Причём в этическом отношении эта разница - в пользу борделя: бордель честнее - не изображает из себя невинность, как это делает ночной клуб.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа