Чем дальше в лес, тем больше дров – это мы о питерском уголовном суде, где начала давать показания искусствовед Елена Баснер, обвиняемая в мошенничестве и подозреваемая как активный участник крупного уголовного бизнеса по продаже подделок русской живописи.
Только что стало известно, что в Швеции аукционным домом Bukowskis были проданы полотна Кустодиева и Серова, которые в России были признаны фальшивыми и занесены в Каталог подделок. Об этом «Комсомолке» рассказал составитель Каталога и директор ООО «Реестр культурных ценностей» Владимир Рощин:
- Это скандал и сенсация в мире искусства, поскольку Борис Кустодиев и Валентин Серов – великие русские мастера и их работы стоят очень больших денег. Имена покупателей неизвестны, поскольку, как правило, такие покупки делают крупные коллекционеры и их имена аукционные дома держат в тайне. Пейзаж Кустодиева "Осень" опубликован в Каталоге подделок произведения живописи под номером - 063 ( часть вторая), а картина Серова " На площади" - под номером – 196 ( часть четвертая), - сообщил «КП» Рощин. – Картины были выставлены как подлинники, несмотря на то, что незадолго до аукциона они были признаны подделками экспертами Русского музея.
Мало того, уже после официальной экспертизы эти картины тайно переправили в Европу, а потом открыто ввезли обратно, официально задекларировав как полотна принадлежащие кисти Серова и Кустодива и устроили выставку в шведском посольстве в Москве. Выставка – это одновременно и легализация, и промоушен (мало кто усомнится, что на посольской выставке могут вывесить фальшивки!).
На самом деле, как говорит Владимир Рощин, аукционный дом «Буковски» мог быть введен в заблуждение (вольно или невольно – будет разбираться суд) той же Еленой Баснер, которая на тот момент работала экспертом русского отдела «Буковски» и дала положительное заключение, то есть признала картины подлинными, несмотря на отрицательные экспертизы Русского музея.
- Интересно, что Елена Баснер до «Буковски» сама работала в Русском музее и никогда до этого случая не давала заключений, идущих вразрез с вердиктами ее бывших коллег, профессионализм которых она неоднократно подчеркивала, - добавляет Рощин.