Что случилось с самолетом А-321 в небе над Синаем
Гибель самолета А-321, выполнявшего рейс 9268 из египетского Шарм-эль-Шейха в Пулково с 217 пассажирами и семью членами экипажа на борту, стала крупнейшей авиационной катастрофой в истории России и СССР. В Советском Союзе самое тяжелое авиапроисшествие произошло в районе Учкудука 10 июля 1985 года. Тогда в результате падения Ту-154, летевшего из Карши в Ленинград, погибли 191 пассажир и девять членов экипажа.
Гибель рейса 9268 компании «Когалымавиа» («Метроджет») с самого начала сопровождалась не только непроверенной информацией, но и откровенными вбросами. В первые часы после трагедии арабские информагентства сообщили, ссылаясь на неких спасателей, действующих на месте крушения, что А-321 развалился при падении на две большие части и из хвостовой даже слышны стоны и просьбы о помощи. Чуть позже некие представители «Исламского государства» взяли на себя ответственность за террористический акт на борту российского самолета. Это заявление было тут же подхвачено зарубежными и некоторыми из отечественных средств массовой информации.
Попытаемся разобраться, что же произошло в небе над Синаем 31 октября.
В роковой день «Аэробус А-321» вылетел из египетского аэропорта в 6 часов 51 минуту по московскому времени (3.51 по Гринвичу), но уже в 7.14 (4.14) он не вышел на связь с аэропортом Ларнаки, а несколькими секундами ранее рейс пропал с экранов радаров.
В результате начавшихся поисково-спасательных работ установлено, что обломки самолета, разбросанные на площади от 16 до 20 квадратных километров, имеют характерные признаки того, что «Аэробус» разрушился еще в воздухе. Напомним, что обломки малайзийского «Боинга-777», следовавшего рейсом МН-17 и погибшего над юго-востоком Украины, разнесло по площади более 50 квадратных километров. Уже 1 ноября Росавиация и Межгосударственный авиационный комитет подтвердили, что разрушение А-321 произошло еще в воздухе.
На этот момент, несмотря на то, что бортовые самописцы, они же «черные ящики», не только найдены спасателями, но и уже расшифровываются, данные о параметрах полета А-321 «Когалымавиа» доступны только из интернет-сервиса FlightRadar24.
В 7.12 (4.12) самолет находился на высоте 10 200 метров (33 500 футов), продолжая набор высоты, для того чтобы стать на эшелон до аэропорта «Пулково». Скорость полета составляла примерно 750 километров в час (чуть более 400 узлов), а вертикальная скорость была неизменна. Но ровно в 7.13 (4.13) скорость полета упала до 170 километров в час (чуть более 20 узлов) и, по расчетам ресурса aviation-safety.net (схема получена в результате обработки данных FR24), вертикальная скорость стала равняться 6000 футов в минуту или 30,48 метра в секунду (отрицательный показатель означает, что самолет снижается). Это уже было не снижение и не пикирование, а фактически падение. В этот момент А-321, потеряв 5000 футов, находился на высоте около 8600 метров (28 375 футов).
А дальше начинается странное. За считаные секунды (с 07.13.00 до 07.13.22) вертикальная скорость лайнера поднялась до показателя 4000 футов в минуту (20,3 м/с), тут уже снова упала до 6000, но потом резко выросла до 4000 футов в минуту. Самолет пошел вверх. Но не успев набрать потерянные сотни метров, лайнер опять начал падать с вертикальной скоростью уже 6500 футов в минуту (33 м/с). И снова падение сменилось резким набором высоты. С 07.13.15 до 07.13.19 вертикальная скорость выросла до 9000 футов в минуту (45 м/с). «Аэробус» перешел в резкий набор высоты, который в 07.13.22 опять закончился падением, в ходе которого, вероятнее всего, самолет и начал
1000
рассыпаться.
Если подвести промежуточный итог, то фактически 22 секунды самолет пытался остановить падение и перейти в набор высоты, при этом каждый раз срываясь. Но потом его вертикальная скорость выросла до таких показателей, что машина вышла на максимальные углы атаки и соответственно запредельные перегрузки. Дальше – падение и разрушение А-321.
Отметим, что приведенные показатели вертикальной скорости получены из обработки данных сервиса FlightRadar24 и в реальности могли быть меньшими.
В СМИ муссировалось сообщение о том, что экипаж самолета якобы обратился к авиадиспетчерам за помощью. По некоторым данным, сообщил о некой неисправности, по другим – запросил разрешение на посадку. Но и египетские, и российские власти отрицают, что такой разговор имел место.
В первые часы после трагедии появились свидетельства того, что у погибшего А-321 были проблемы с двигателями, о чем пилоты неоднократно сообщали своему руководству. Правда, уже вечером 31 октября представители перевозчика заявили, что никаких обращений не было, авиалайнер своевременно проходил все регламентные работы.
Версии
Обозревателю «Военно-промышленного курьера» удалось пообщаться с сотрудниками и персоналом компаний, эксплуатирующих аналогичные пассажирские лайнеры, а также представителями российских государственных органов, отвечающих за контроль в авиационной сфере.
Большинство собеседников однозначно заявили, что делать выводы хотя бы до того момента, как будут озвучены расшифровки бортовых самописцев, они не станут, но согласились дать разъяснения по уже имеющимся фактам.
Судя по данным aviation-safety.net, хотя и имело место резкое снижение скорости, вряд ли можно вести речь о проблемах или отказе одного из двигателей IAE V2500. В этом случае самолет не мог бы перед падением несколько раз переходить в набор высоты. По мнению одного из представителей авиакомпании – эксплуатанта А-321, это как минимум свидетельствует о том, что не только силовые установки сохраняли тягу, но и работала двигательная автоматика.
Можно
2000
говорить о том, что на протяжении 22 секунд автопилот лайнера пытался парировать то, что, по словам одного из собеседников, «парировать было практически невозможно». Но потом вместо того, чтобы стабилизировать лайнер, автоматика, не справившись, перевела самолет в резкий набор высоты, приведший к запредельным перегрузкам, выходу на критические углы атаки, сваливанию (возможно, и штопору) и разрушению конструкции.
Причинами возникновения воздействия, приведшего к гибели «Аэробуса», могут быть как механические проблемы с рулями высоты или стабилизатором, так и отказ самой автоматики, она же ЭДСУ (электронно-дистанционная система управления). Не исключено, что пилоты, столкнувшись с неисправностью в системе управления, попытались самостоятельно удержать самолет, парировав воздействие.
Но механический отказ рулей или стабилизатора мог привести только к падению самолета. Набор высоты в этом случае нереален. А хотя бы частичный отказ системы управления вызывает возникновение так называемых автоколебаний, на которые очень похожи приведенные выше данные по вертикальной скорости.
Правда, почти все опрошенные вариант с отказом ЭДСУ все же поставили под сомнение, указав на то, что за время эксплуатации А-321 такого не было, а сама система управления «Аэробуса» очень надежна и ее важнейшие элементы дублированы.
Достаточно скептически представители отрасли отнеслись и к возможному поражению самолета из зенитно-ракетных комплексов, а также подрыву размещенного на борту террористами устройства. Попадание ракеты, как показал пример малайзийского «Боинга-777», привело бы к мгновенному разрушению конструкции и падению остатков самолета на достаточно большой площади, то же самое можно сказать и о применении СВУ.
Выводы
Трагедия рейса 9268 еще ждет своего расследования. Пока не опубликованы данные бортовых самописцев, идет сбор обломков. Выкладка остатков А-321 впереди, но уже сейчас не только эксперты различной степени осведомленности, но даже различные официальные лица обращают внимание, что разбившийся лайнер пережил четырех хозяев да и машине уже 18 лет – таким не место в парках российских перевозчиков, надо поднимать отечественный авиапром.
А-321 – самый большой самолет семейства А-320, считающегося рекордсменом по количеству выпущенных и эксплуатируемых машин. «Триста двадцать первый» способен перевезти от 170 до 220 пассажиров на расстояние до 5600 километров. В то же время «Суперджет» берет от 98 до 108 пассажиров при дальности чуть выше трех тысяч километров (или 4500 в версии Long Range). Теоретически близкие показатели к введенным в эксплуатацию в 1994 году «триста двадцать первым» должны быть у новейшего российского МС-21, первый полет которого еще не состоялся. Ту-204/214, также способные перевозить свыше 200 пассажиров на дальность от шести до семи тысяч километров (в зависимости от модели), эксплуатируются лишь несколькими авиакомпаниями (самый большой парк у СЛО «Россия» и «Ред Вингс» – 12 и 8 машин соответственно).
Увы, уже сейчас ясно одно: трагедия рейса 9268 еще долго будет использоваться для всяких громких заявлений, а подъем отечественного авиапрома требует кропотливой, тяжелой работы.