Российские самолеты перестали летать над севером Синая после крушения Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа", выполнявшим рейс Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург. Напомним, что трагедия произошла 31 октября. На борту было 224 человека, все они погибли. В связи с этим многие авиакомпании, в том числе Аir France, Аэрофлот, Lufthansa, Emirates, в качестве меры предосторожности приняли решение избегать полетов над Синайским полуостровом. Как сообщили в Росавиации, решения об изменениях маршрутов своих полетов перевозчики принимают самостоятельно. Может ли сейчас что-то угрожать самолетам? Когда авиакомпании вернут полеты на привычный маршрут? Эти и другие вопросы "КП" обсудила с авиаэкспертом и бывшим командиром воздушного судна Александром Романовым.
- Авиакомпании изменили маршруты при перелетах из Шарм-эль-Шейха в Москву. Как вы считаете, там есть реальная угроза или это для спокойствия пассажиров?
- Реальную угрозу еще никто не отвергал. Пока не закончилось расследование и официально не объявлено, что причина крушения самолета не связана с терроризмом, разумно осуществлять рейсы другим маршрутом. Хотя египетские власти официально не закрывают полеты над этой местностью, но есть ограничения ниже 8 000 метров. Потому что там все же работают террористические группы и до 6 000 метров переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) достают.
- То есть его не могли сбить из ПЗРК? Самолет, по некотрым данным, стал резко снижаться на высоте около 10 тысяч метром.
- Такая версия не исключается. И также та, что самолет мог столкнуться с другим лайнером. Изучая траекторию полета перед катастрофой, у самолета было два взмывания. То есть набор высоты был с потерей скорости, нос опускался - самолет снижался, потом снова попытка набора высоты - и связь пропала. И самолет падал уже бесконтрольно - они уже были обречены. Вероятно, хвостовая часть была уже оторвана. Моя версия, что они увидели препятствие и хотели обойти. Это мог быть военный самолет. Но при этом получилась перегрузка и конструкция могла не выдержать, а может другой самолет и зацепил его.
- Есть версия, что на борту могли быть террористы, которые принудили пилотов покинуть штурвал. Самолет сразу идет вниз или террористы тоже были со спецобразованием?
- Да, нужно знать, как отправить самолет вниз. Точно кто-то за штурвалом был. А кто эти люди? Будет разбираться комиссия. Ведь рукотворно эту ситуацию можно создать, если знать, что отключить и автоматика уже не будет защищать самолет. Можно резко создать перегрузки, которые могут повлиять на конструкцию самолета. Тут главное расшифровать звуконосители и понять: был ли кто-то еще в кабине пилота.
- То есть неисключено, что запрещенная в России группировка ИГИЛ не просто воспользовалась российской трагедией, чтобы держать мир в страхе, а реально могла осуществить теракт?
- Не могу утверждать. Но это могло быть. Наши эксперты выяснят.
- Если причиной крушения самолета окажется не теракт, то самолеты вернутся на маршрут над Синайским полуостровом?
- Я думаю, что будет разъяснение египетских и наших властей. Нужно подождать. А тогда уже полетят наши и иностранные самолеты. А пока они облетают эту местность, пусть и тратят больше топлива. Но это разумно. Если есть малейшее предположение на угрозу, зачем рисковать? К сожалению, за границей уделяют безопасности полетов значительно больше внимания, чем у нас. Я работал в иностранных компаниях и у нас почти 36 лет капитаном пролетал. В нашей авиации нет баланса между работой и отдыхом. У нас минимальный отдых и летчики всегда в состоянии хронической усталости. И все эти нюансы, как и нехватка инженеров, сказываются. Мы должны больше уделять внимания безопасности и не рисковать жизнями людей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Американские СМИ: за секунды до крушения А321 спутник зафиксировал вспышку
Аналитики утверждают, что в этом районе не фиксировалось тепловых следов от пуска ракеты
Эксперты разведывательно-аналитической компании Stratfor сделали предположение, что российский лайнер А321 над Синайским полуостровом могли взорвать бомбой, которую пронесли неизвестные на борт воздушного судна. (подробности)
Экипаж и пассажиры рейса "Когалымавиа": Вспомним всех поименно...
ФОТОРЕПОРТАЖ
Катастрофа российского лайнера на Синайском полуострове: хроника трагедии
МЕЖДУ ТЕМ
“Авиация подарила, авиация забрала”
Борт “Джульетты” разбил три авиа-брака и унес жизнь стюарда, который вышел заменить уволившегося из-за страшного сна коллегу
В радиопереговорах самолет, который не дождались в Петербурге 31 октября, называли Juliet, по последней букве номера борта EI-ETJ, а в узком кругу экипажа - ласково “Джулька”. “Джулька” вылетела из Самары 30 октября. Приземлилась в Шарм-эль-Шейхе в 15:30 по Гринвичу. Ночь провела под египетским небом. А на утро, захватив на борт 217 человек, не удержалась в нем. О тех, кто погиб на работе, вспомнили корреспонденты “Комсомолки”. (подробности)
А В ЭТО ВРЕМЯ
Пустыня смерти
Корреспондент «КП» побывал на месте крушения A321
До места крушения можно добраться по земле. Хотя оно, как говорят мои спутники - сотрудники российского МЧС, в труднодоступной гористой местности. Спасатели, которые прилетели раньше нас, ехали туда от Каира на полноприводных «КамАЗах» полдня. (подробности)