Буквально пару недель назад обстановка в Южно-Китайском море считалась относительно спокойной, но всё изменилось буквально за одни сутки. Заход эсминца ВМС США в воды, которые КНР считает своим, это прецедент – его повторение недопустимо для Пекина с репутационной стороны. Вашингтон в свою очередь будет стремиться не допустить очередного случая не санкционированного им передела границ. Да Китай, конечно, тоже не святой, и острова, из-за которых разгорелся скандал, он сам захватил силой оружия меньше тридцати лет назад, но в данном случае на сознательное обострение пошли именно Соединённые Штаты. На самом деле, разворачивающийся на наших глазах конфликт наглядно демонстрирует, как рухнули надежды Китая отсидеться в стороне до 2020 года, пока Москва и Вашингтон устраивают военные шоу в разных регионах мира. Американцы жёстко напомнили главному экономическому и геополитическому конкуренту, что они о нём не забыли и спускать ему ничего не намерены.
«Если США будут продолжать такие опасные и провокационные действия, то между вооруженными силами двух стран в морском и воздушном пространстве сложится крайне угрожающая обстановка, которая может вылиться даже в применение оружия», – так прозвучало заявление главы ВМС Китайской Народной Республики У Шэнли и к его словам стоит прислушаться. То, что для Соединённых Штатов банальная демонстрация силы, для Пекина – дело принципа. А принципами настоящие мастера геополитики не торгуют даже за самые безумные коммерческие выгоды. Поскольку американские военные уже анонсировали продолжение акций по непризнанию китайского суверенитета в Южно-Китайском море, то события могут развиваться лишь по нескольким достаточно предсказуемым сценариям.
Первый сценарий: «Последнее китайское предупреждение». Китай не предпринимает никаких действий, ограничиваясь устными предупреждениями, и американцы, а вслед за ними и все остальные начинают вполне осознанно нарушать «запретную зону», демонстрируя своё презрение к Пекину. Буквально за пару недель воды, которые КНР считает своими, превратятся в проходной двор, что можно будет исправить лишь тотальным отстрелом нарушителей. Имидж китайского руководства и на международной арене и, что хуже, внутри страны существенно пострадает. А это, учитывая падающую экономику и недовольство граждан социальным неравенством, может иметь самые непредсказуемые последствия.
Сценарий второй. «Ограниченный ответ». Самолёты и корабли-нарушители атакуются китайскими пограничниками. Шаг логичный, но опасный, ибо китайский суверенитет над островами Спратли никто не признавал, а значит, чисто формально речь идёт об атаке одним государством другого над нейтральными водами – casus belli в чистом виде.
Сценарий третий. «Война на устрашение». И первый и второй сценарий может вылиться в тре
1000
тий, который можно условно считать «войной на устрашение». Суть его в том, что КНР рискнёт вступить в ограниченный морской конфликт за обладание островами с одним из соседей, и скорее всего, Вьетнамом. Например, такой путь предлагает одна весьма нашумевшая в Рунете статья «Шесть войн, в которых Китай должен участвовать в следующие 50 лет».
Сценарий четвёртый – «Тотальная война» Китая против Малайзии, Брунея, Филиппин, Вьетнама и Тайваня (против последнего только на островах Спратли) с захватом всего региона. В миниатюре это повторением японского пути 1941-1942 гг., но со своими поправками. С одной стороны Китайская Народная Республика может забрать все спорные остова прямым вторжением, с другой велик риск вмешательства стран непосредственно в спор не вовлечённых – Сингапура, Японии, и конечно, США.
Зачастую сравнивая на море возможности КНР и США российские и зарубежные «эксперты» показывают свою вопиющую безграмотность. Мол, у США 11 авианосцев, а у Китая только один и так далее. И делают вывод, что у Поднебесной шансов нет. Это ошибка. Вторая мировая и Фолклендская войны давно показали, что именно авиация обеспечивает господство над морем. Китай в конкретном географическом регионе может выставить на порядок превосходящую всё мыслимое воздушную армаду, которая будет взлетать с континентальных и островных аэродромов. Уже сейчас ВВС НОАК имеет боле 3000 современных самолётов, и ещё 700 находится в составе морской авиации. Ещё в июне прошлого года Минобороны США заявляло, что китайская авиация модернизируется невиданными темпами. И это не говоря о противокорабельных баллистических ракетах DF-21D. Другая нелепость говорить о том, что Китай не пойдёт на конфликт, потому что он, дескать, к войне недостаточно готов. История знает массу примеров, когда воевать и побеждать приходилось стране, к войне не готовой совершенно. Просто потому, что её вынуждали воевать.
Карта претензий КНР
Сейчас обе стороны удерживает от эскалации лишь страх. Страх не ядерной войны, которая едва ли возможна в XXI веке, а страх неопределённости, к которой неизбежно приведёт конфликт такого масштаба. США с 1945 года открыто не воевали со страной, сопоставимой с ними по мощи, а с настолько экономически развитой, как Китай – не воевали вообще никогда. Китай же никак не может признать свою силу и начать её использовать, поскольку цена поражения может оказаться велика.
Пока ситуация не радует. Возможно, что военно-морские провокации США в итоге поставят Пекин перед тем же выбором, что 75 лет назад стоял перед Токио. А именно, капитулировать или воевать. И капитулировать Китай однозначно не собирается.