«Война» – такое слово прозвучало из уст командующего Военно-морскими силами (ВМС) Народно-освободительной армии Китая (НОАК) У Шэнли в разговоре со своим американским коллегой, недавно возглавившим штаб ВМС США, адмиралом Джоном Ричардсоном.
По словам китайского военного, «провокационные» действия Вашингтона в Южно-Китайском море (ЮКМ) ставят мир на грань крупномасштабного конфликта: «Незначительный инцидент может спровоцировать войну». Это пугающее заявление прозвучало чуть позже того, как заместитель министра иностранных дел КНР Чжан Есуй вызвал посла Соединенных Штатов Макса Бокуса, чтобы вручить ему ноту протеста в связи с действиями американского эсминца в ЮКМ.
Именно проход американского эскадренного миноносца USS Lassen в 12-мильной зоне от одного из контролируемых Китаем островов стал поводом для такой бури эмоций. Пикантность инциденту придает тот факт, что корабль ВМС США приблизился к искусственному острову – частичке суши, созданном КНР в границах архипелага Спратли.
Однако принадлежность островов Спратли вызывает много вопросов. Разбросанные по Южно-Китайскому морю эти маленькие частички суши контролируются различными странами, и территориальная принадлежность их оспаривается как минимум пятью державами: Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, Малайзией и Брунеем. Крупнейший естественный остров архипелага – Иту Аба – контролирует Китайская Республика, то есть остров Тайвань, который не признает за собой владычество материкового Китая.
КНР, сооружая в акватории ЮКМ искусственные острова, стремится расширить подконтрольную ей акваторию – ведь 12-мильная зона (приблизительно 22 км.) считается территориальными водами страны, то есть пространством, над которым простирается юрисдикция прибрежного государства (согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).
«КНР активно строит острова, завозя песок на коралловые рифы. На текущий момент китайцы уже создали около 4 кв. км суши, — заявил в начале 2015 г. командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Гарри Харрис. Это сооружение «великой стены из песка» нельзя охарактеризовать иначе как провокационные по отношению к другим государствам региона», – утверждал он.
Однако, согласно пописанной и ратифицированной Китаем Конвенции ООН по морскому праву, «искусственные острова… не обладают статусом островов. Они не имеют своего территориального моря, и их наличие не влияет на определение границ территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа».
Единственное, что может сделать государство, которому принадлежит этот искусственный остров, это установить зону безопасности, которая не может простираться более чем на 500 м. от границ суши (статья 60). К тому же строить такие наносные сооружения имеет право только в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) – районе моря, который простирается от береговой линии государства максимум на 200 морских миль (около 370 км), что закреплено в статье 56 Конвенции. Правда, статья 80 расширяет это право и на континентальный шельф.
Но в спорных районах акватории ЮКМ ИЭЗ и территориальный шельф международно не закреплены. Все участвующие в конфликте страны считают, что только они обладают правами на ту или иную часть акватории. КНР же создала свои наносные сооружения на отмелях, рифах и возвышениях дна, которые, как считает Манила, являются частью континентального шельфа Филиппин. К тому же некоторые искусственные сооружения находятся в непосредственной близости от естественных островов, контролируемых Вьетнамом. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, стороны не должны принимать действий, которые бы нарушали статус-кво в спорных районах. Таким образом, по сути по всем пунктам подписанной и ратифицированной им же Конвенции Пекин нарушает нормы международного права.
Этим успешно пользуются американцы, которые стремясь привлечь на свою сторону страны Юго-Восточной Азии, завязанные в конфликте с Китаем, заигрывают с Вьетнамом и Филиппинами – основными противниками Пекина в ЮКМ. Еще в 2010 г., тогд
1000
ашний государственный секретарь Соединенных Штатов, а ныне один из кандидатов на пост президента страны, Хиллари Клинтон заявила о национальных интересах Вашингтона применительно к Южно-Китайскому морю и его готовности стать посредником между участниками конфликта. Тем не менее США не столь хотят стать посредником, сколько хотят затащить в орбиту своего влияния страны, которые противостоят незаконным действиям Пекина в акватории важного для них моря. И агрессивные действия Китая только помогают Вашингтону.
Вьетнам, два десятилетия назад только восстановивший дипломатические отношения с Соединенными Штатами, наращивает дипломатические, военные контакты с Вашингтоном, расширяет экономическое сотрудничество. Филиппины – давний союзник США в Юго-Восточной Азии – проводит модернизацию своих вооруженных сил с помощью американских партнеров. И если сегодня «война» звучит лишь на словах, то в недалеком будущем оно может и материализоваться, втянув в конфликт за разбросанные в Южно-Китайском море мировые державы и региональных игроков.