1 января 2011 года в аэропорту Сургута на борту готовившегося к взлету ТУ-154, принадлежавшего "Когалымавиа", из-за неисправности электросистемы начался пожар. Самолет сгорел за считанные минуты. Три человека погибли, но большинство пассажиров все-таки удалось эвакуировать. Среди них были и участники группы "На-На".
По просьбе "КП" один из них, Владимир Политов, вспомнил обстоятельства катастрофы.
- Мы отработали в Сургуте новогодний концерт и утром 1 января сели в самолет. Это был тот же борт, которым накануне мы прилетели в Сургут из Минеральных Вод. Разделись, сели, закемарили, приготовились к полету. Пилоты завели двигатели, самолет начали отбуксировывать - и в хвосте произошло возгорание. Там, где находится туалет, по обшивке пошли синие искры, послышался треск. Мы сначала подумали, что народ Новый год продолжает отмечать. А потом пошел дым, начала гореть обшивка… В самолете погас свет. Экипаж и стюардессы командовали в полной темноте. Аварийные выходы нельзя было открывать сразу - надо было дождаться, пока двигатели остановятся. Когда открыли первый выход, пошла тяга, гореть стало сильнее. Практически у всех были ожоги верхних дыхательных путей. В самолете был дым, мы ползли по полу…
Не все запасные выходы открылись. Сработал только один надувной трап, в носовой части. В результате в самолете возникла давка. Люди просто так, без трапа, вываливались на землю с высоты, ломая руки и ноги. Но благодаря экипажу большинство пассажиров все-таки спасли перед тем, как самолет взорвался. Но три человека погибли.
- Что вы почувствовали, услышав слово "Когалымавиа" в связи с новой авиакатастрофой?
- Меня удивило, почему их не закрыли. У нас в самолете сгорело все, начиная от инструментов и концертных костюмов и заканчивая личными вещами. На миллионы рублей сгорело. Компенсация была где-то по 20 000 рублей на человека. В дальнейшем авиакомпанию закрыли: мы подавали в суд, но судиться было уже не с кем. Но, я смотрю, [рухнувший в Синае] самолет был куплен в 2012 году. Они провели ребрендинг и продолжали летать. Убивать людей, как сейчас выясняется.
- Какой "разбор полетов", как вам кажется, надо провести, чтобы улучшить ситуацию в нашей гражданской авиации?
- Во-первых, законы должны быть соответствующие. В Штатах пассажиры вправе требовать компенсацию в 40 миллионов долларов и больше на человека, потому что это позволяет закон. Естественно, авиакомпаниям невыгодно выплачивать такие деньги… А у нас выплатили 50-60 тысяч долларов на всех - в сущности, сумму, которую пассажиры потратили на билеты - а потом авиакомпания получила страховку за самолет, "купила права" чуть посвежее, и летает себе дальше.
Список погибших пассажиров
Фоторепортаж из Пулково, где родственники дожидались пассажиров погибшего рейса