2. Этот конфликт довольно старый и многоплановый, он сочетает в себе не только внутриполитическую, но и этническую составляющую. Ситуацию резко обострила «Арабская весна» и война в соседней Сирии.
3. В контексте происходящего в Турции роль президента Эрдогана - это роль злого гения в трагедии турецкого государства.
4. Журналистом быть в Турции не просто. Например, писать о происходящих терактах в турецких изданиях особо «не рекомендуется». «За всем стоит ИГИЛ» и точка. Однако, некоторые местные задаются вопросом, кто же ИГИЛ вскормил(?). Некоторые турецкие граждане сравнивают ИГИЛ со змеей, которая питаясь молоком, выросла и набросилась на хозяина (имея в виду своего президента).
5. Турецкое общество неоднородно даже в среде самих этнических турок. Есть и такие, которые верят в Ататюрка, но не особо верят в Эрдогана.
6. Недавний громкий теракт в столице Турции Анкаре (около 100 погибших и 300 раненных) могли совершить только профессионалы. Все демонстрации в таких местах обычно тщательно контролируются и проверяются. Удивительным оказалось и то, что при таких жертвах, ни один из полицейских, охранявших демонстрацию, не пострадал. На важном мероприятии (о котором знали заранее) почему-то не было пунктов досмотра и металлических детекторов.
7. Террор на улицах политически оказывает услугу сильному лидеру Эрдогану. Этот лидер обещает навести порядок, имея подавляющее большинство в парламенте. Как правило, напуганный народ инстинктивно тянется к сильному лидеру. В ходу версия: теракт совершили исламисты-радикалы, но под полным контролем местных спецслужб.
8. Эрдогану отступать некуда, потому что он слишком заигрался. Для него на карту поставлено все. Многие никогда не простят ему того, что он натворил в Сирии, те, кто думает, понимают, кто вскормил террористов, помогал им оружием, деньгами, людьми. Некоторые вообще склонны считать, что для Эрдогана теперь власть и жизнь одно и тоже. Иными словами, потеряв первое, сложно будет не потерять второе.
9. Когда-то Эрдоган называл Асада своим братом. Они даже вместе отдыхали семьями в курортном Бодруме. Затем Эрдоган сделал все, чтобы разрушить страну своего брата. После этого Эрдоган называл и Путина своим другом. В Турции появилась поговорка: если Эрдоган называет кого-нибудь своим братом, значит, он хочет поставить свою ногу на его спину. Однако, некоторые турки считают, что Путин перехитрил Эрдогана. Он пригласил Эрдогана на открытие Соборной мечети в Москве и принял его с подобающей пышностью, после чего начал активные действия в Сирии. Путин сделал ставку на Асада, как когда-то на Кадырова в Чечне. В результате он бомбит террористов не на своей, а на чужой территории. Эрдоган долгое время помогал взращивать терроризм у соседей, и теперь террористы побежали на его территорию.
10. В Турции плохо арестовывают террористов, зато хорошо арестовывают журналистов, курдов, марксистов, причем делают это без доказательств и серьезных обвинений.
11. В Турции не всем нравится то, что сделал Эрдоган в Сирии. Известно, что Турция активно спонсировала так называемую Свободную Сирийскую армию, которая затем разделилась. Одна часть ушла в Аль-Каиду (Ан-Нусра), другая часть — в ИГИЛ.
12. Израиль также неофициально помогал «сирийской оппозиции», хотя бы по той причине, что «Ан-Нусра» воюет с заклятым врагом Израиля — ливанской «Хезбаллой». Бойцы сирийской оппозиции даже лечились в военном израильском госпитале на Голанских высотах. Премьер Израиля Нетаньяху пожимал некоторым особо отличившимся их мужественные руки.
13. У Эрдогана как политика пути назад нет. С другой стороны без власти у Эрдогана слишком много рисков: коррупция, признаки государственной измены, кое-какие военные преступления, кое-какая поддержка терроризма. Единственный шанс Эрдогана удержаться на плаву — дальнейшая война всех против всех в соседней Сирии.
14. Официально в Турции 2,6 миллиона сирийских беженцев, неофициально — почти 8 миллионов и не только сирийцев. Изначально план был такой: принять беженцев, активных мужчин разместить в военные лагеря, подготовить, вооружить и отправить обратно в Сирию воевать против Асада. Однако, все пошло не так. Главное, Асад оказался крепче, чем предполагалось. Плюс ему помогла опора в роли Ирана и России. США просто вкладывали деньги в противоположный результат, в то время как Европа была слишком пассивной. Возник новый план. Заставить Европу испугаться и прореагировать, так как нужно.
Турция открыла границы, и из лагерей хлынули сотни тысяч человек. Буквально в течение нескольких месяцев Турция превратилась в перевалочную базу для мигрантов не только со всего Ближнего Востока, но также из Африки, Афганистана, Пакистана. Все как один кричали, что бегут от Асада. Эрдоган хотел, чтобы европейцы раскошелились и дали денег якобы на содержание беженцев. Однако, главное на что рассчитывал Эрдоган – это согласие на интервенцию в Сирию против Асада, и для начала — на так называемую бесполетную зону.
Американцы в принципе тоже были не против подтянуть европейцев в Ближневосточную войну. Однако, в Европе началась паника и все между собой переругались. Теперь события объективно толкают Европу в сторону национализма и будущему расколу. Однако, воевать за чужие интересы никому не хочется. Вмешательство России еще больше спутало карты Эрдогана. Козырные политические карты турецкого президента оказались биты.
15. Американцы действовали в своем привычном ключе. Одной рукой они спонсировали «умеренную сирийскую оппозицию», а другой рукой — помогала курдам, которые отчаянно воевали с этой самой «оппозицией» в лице ИГИЛ и Ан-Нусра.
16. Вероятная американская геополитическая цель в регионе - вассальное государство Курдистан. Сирийские курды никогда не любили Асада и всегда мечтали об автономии. Однако, одно дело — Асад, а другое дело — организация ИГИЛ, которая вырезала их братьев, иракских езидов, словно кроликов.
17. Два года назад Эрдоган заключил мирное соглашение с Рабочей партией Курдистана (РПК) и оно свято соблюдалось. Эрдоган хотел через турецких курдов заставить сирийских курдов (партия «Демократический союз») сражаться против войск Асада. Однако, не вышло.
18. Курды понесли страшные потери, защищая свои города. Один из крупнейших Кобани оказался полностью разрушенным войсками ИГИЛ. Курды называют Кобани курдским Сталинградом. Однако, когда Эрдоган проиграл выборы в июне, весь свой гнев он обрушил именно на курдов (еще и потому, что впервые прокурдская партия прорвалась в парламент). Эрдоган заявил, что Турция вступает в международную антитеррористическую коалицию против ИГИЛ и тут же начал бомбить. Однако, не террористов, а курдов(!). Именно тех, кто реально боролся с ИГИЛ.
Кроме того, известно, что когда курды воевали в городе Кобани, Турция не пропускала никакую помощь гибнущему городу. В Суруче, на турецко-сирийской границе, курды сутками стояли и беспомощно наблюдали, как прямо на их глазах гибнут под бомбами их родственники. Только по ночам, некоторые, на которых охотились турецкие силовики, нелегально все же переходили границу. Турецкие власти запретили хоронить у себя турецких курдов, погибших на территории Сирии. После международного давления на Эрдогана он был вынужден открыть границу и пропустить тяжелое вооружение и бойцов на борьбу против ИГИЛ в Кобани. Город, разрушенный на 80%, был освобожден от ИГИЛ в феврале 2015 года. Бомбардировки курдов нарушили двухлетнее перемирие. Тем временем, провал на выборах лишь подхлестнул в Турции аресты инакомыслящих - марксистов, курдов, левых.
19. Турецкие газеты мало пишут о спецоперациях в турецком Курдистане. Количество убитых, раненых и без вести пропавших никто не знает. Причем, убитых не в горах, а городах. В принципе, это была акция устрашения, где объявлялись не комендантские часы, а комендантские дни (иногда более недели людям запрещали покидать свои дома).
20. Курдский вопрос не очень прост, потому что курды действительно борются за создание своего государства. Между тем, Иракский Курдистан создали именно американцы. Сейчас они же сулят курдам оружие и поддержку в обмен на неофициальную столицу ИГИЛ - город Ракку. Все знают, что Ракка хорошо укрепленный арабский город. Американцы обещают, что если курды будут воевать за Ракку, они приструнят турок и позволят курдским провинциям в Сирии воссоединиться.
21. Больше всего от ИГИЛ пострадали в Ираке езиды. Их религия запрещает им брать в руки оружие. Это обошлось им чрезвычайно дорого. Считается, что террористы убивали их как кроликов. И никто из развитых защитников всевозможных прав человека так и не вмешался. 22. Турция одна из самых опасных стран для журналистов. Причем, для западных, в том числе. В январе этого в Диярбакире была арестована голландская журналистка, а в сентябре — двое британских журналистов и их переводчик.
Совсем недавно в аэропорту Ататюрка в туалете была случайно найдена повешенная. Ею оказалась знаменитая британская журналистка Жаклин Саттон. Турецкие власти заявили, что Саттон повесилась якобы в отчаянии из-за того, что опоздала на рейс. Она была известна тем, что долгие годы работала в горячих точках.
23. Российская авиация объективно гонит террористов к турецкой границе. Этого-то и боятся рядовые турки.
24. На рынках в шиитской части Ирака кто-то распространил версию, что отец Путина был торговцем-шиитом, торговавшим здесь финиками. Быть торговцем на востоке считается весьма почетно.
25. Есть такая мысль у местных, что «холодная война» возвращается, но на этот раз плохими и злыми будут американцы, а роль хороших и сильных парней отдана русским.
Исходя из тезисов-впечатлений, изложенных выше, ситуация в Турции (в перспективе) может оказаться не менее сложной, чем в Сирии. Реджеп Эрдоган вмешавшись в тему «сирийского наследства», сумел максимально усложнить ситуацию в своем собственном государстве. Он сумел поссориться со всеми: предал своего «друга» Асада, сорвал сотрудничество с РФ по газу, натравил мигрантов на Европу. Кроме того, безвозвратно поссорился с курдами, нагнал мигрантов в Турцию и туда же привел террористов.
Чего же не учел Эрдоган, в чем просчитался(?). Он, как и многие другие не мог представить, что РФ отдав Ливию в 2011 году, через 4 года будет сама бомбить террористов в Сирии. По сути, США и РФ поменялись здесь местами. Поменялись местами и цели. Если в Ливии авиация НАТО бомбила правительственные войска и помогала «повстанцам», то теперь наоборот, бомбят именно «повстанцев», а российская авиация помогает сирийским правительственным войскам. Мог ли Эрдоган, начиная свою авантюру в Сирии такое представить(?).