Аналитики считает японские переговоры в Туркмении ключевыми, поскольку эта страна обладает нужными Японии энергетическими ресурсами, и при этом 2000 не хочет слишком тесно интегрироваться с соседями, посматривая то на запад, то на восток и пытаясь при этом извлекать свою практическую выгоду играя на геополитических противоречиях. Японцы, вероятно, рассматривают Туркмению в качестве некой альтернативы (в ресурсном плане) в случае дальнейшей дестабилизации на Ближнем Востоке.
Политика Японии в Средней Азии опирается на известную формулу «технологии в обмен на ресурсы», что совпадает с интересами этих не богатых своими технологиями стран. Японского премьера в поездке сопровождали 50 представителей японских компаний, а японские СМИ подчеркнули «исторический аспект» данного визита, отметив, что это первая поездка такого масштаба в регион с 2006 года. Японские компании строят в Туркмении заводы полиэтилена, полипропилена и бензина из природного газа, делая это за счет средств Японского банка по международному сотрудничеству, в то время как корпорации Mitsubishi, Chiyoda, Sojits, Itochu и JGC заключили с корпорацией «Туркменгаз» рамочное соглашение на обустройство части месторождения «Галкыныш». Именно отсюда возьмет начало газопровод ТАПИ, который в перспективе свяжет Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индию.
Японские вложения оцениваются на уровне $10 млрд. Технико-экономическое обоснование проекта подготовила британская компания Penspen. Общая протяженность газопровода составит 1735 километров. Из них 200 км будут проложены по территории Туркмении, 735 км — Афганистана, 800 км — Пакистана до населенного пункта Фазилка на границе с Индией. Проектная мощность составляет 27-33 млрд. кубометров газа в год.
Слабое место проекта - хроническая военная и политическая нестабильность в Афганистане. «Сердце Азии» - Афганистан является слишком сложной транзитной территорией. Туркмения и сама находится в зоне риска. Тем не менее, торгово-политическая активность Японии на Среднеазиатскомм и Монгольском направлениях говорит об усилении конкуренции в этих странах. Японские инвестиции фактически создают геополитический противовес ШОС в данном регионе, в то время как страны Средней Азии готовы сотрудничать со всеми, выбирая для себя лишь более выгодные условия.