Главный фильм фестиваля — каннский лауреат "Лобстер". Это первая англоязычная лента главной движущей силы «новой греческой волны» Йоргоса Лантимоса ("Клык", "Альпы"). В ней трудно не усмотреть параллели с Кафкой, Оруэллом и прочими классиками, вплоть до Тео Ангелопулоса с его виртуозным абсурдом "Охотники". По сюжету в прекрасном обществе недалекого будущего всякий оставшийся без пары человек будет заключен в эдакий комфортабельный "Дом-2", где в течение 45 дней под присмотром специалистов будет напряженно искать свою любовь. Найдет - будет переведен в специальный блок, где сможет плодиться на благо общества, а не найдет - его превратят в предварительно выбранное им животное. Персонаж Колина Фаррела, для роли разведенного архитектора самоотверженно отрастившего брюшко, хочет, например, стать лобстером. Однако обойдется без метаморфоз, поскольку найдет свою "половинку", которую почти сразу же убьет, но это уже детали. Сбежав в лес, где прячутся от большинства одиночки - «оппозиция», насаждающая не менее свирепые и странные порядки, он встретит настоящую любовь в образе Рэйчел Вайс. Которая неизбежно потребует от него жертвы.
Лучшая на сегодня картина Лантимоса - еще одна убийственная метафора человеческого отчуждения, невозможности любви в регламентирующем ее обществе. Под пристальным вниманием «моральных авторитетов» любовь превратилась в товар, в фейк, в обязаловку, в инструмент, позволяющий держать людей в стойле. И осталась тем, чем была, — просто когда встречаются два человека. Насколько это серьезный, драматичный, тяжелый и печальный опыт, показывает фильм-лауреат Берлинале «45 лет» (режиссер Эндрю Хэй) с прекрасной Шарлоттой Рэмплинг в роли пенсионерки, аккурат перед празднованием очередной годовщины свадьбы узнавшей, что у ее престарелого мужа, полвека (!) назад была невеста, которая погибла в швейцарских Альпах. Теперь ее отколупали изо льда, и в душе старца случился переворот. Он, оказывается, всю жизнь любил свою мертвую невесту и ни по чем не женился бы на Шарлотте, кабы та ни вмерзла в альпийскую льдину. В разгар празднования постылого 45-летия, сохранившая хорошую фигура женщина, на которую, как мы знаем по другим фильмам с Рэмплинг, легко западают молодые мужчины, неожиданно понимает, что лучшие годы пошли под хвост старому импотенту.
Фильм-лауреат Берлинале «45 лет».Фото: кадр из фильма
В программе Бритфеста есть некоторый перекос в сторону «пенсионерского кино», поэтому стоит приветствовать скромное обаяние картины 24-летнего актера Крэга Робертса «Просто Джим», в котором он играет заглавную роль — 17 летнего ботаника-лузера, которого учит уму-разуму его американский сосед-плохиш (Эмиль Херш). Сосед, конечно, является плодом вымысла подросткового сознания, утомленного американской поп-культурой. Но без дозы здорового американского цинизма очередной аккуратный и правильный британский фильм о взрослении, поисках себя и т. д. был бы непроходимо скучен.
Вся информация о Бритфесте - http://ukfilms.ru/ru/2015