О БИЛЕТАХ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ
- Часто на метро ездите, Максим Станиславович?
- Регулярно. Невозможно управлять системой, досконально не зная ее изнутри. Более того, я ввел в департаменте правило, что все мои замы обязаны - именно так! - в течение рабочей недели несколько раз проехать на метро и наземном транспорте, а потом сделать краткий письменный отчет, указав наличие свободных мест в салоне, его чистоту, соблюдение водителем графика движения... Ну и так далее.
- Вам положен льготный билет?
- Никаких служебных или бесплатных пропусков в мэрии нет. Я и моя команда, все мы пользуемся картой «Тройка»...
О ВЕЛОДОРОЖКАХ
- Велосипедом пользуетесь?
- На работу на нем точно не езжу, но летом иногда совершаю велопрогулки. По вечерам.
- Вам кажется удачной идея сделать велодорожки на проезжей части Бульварного кольца?
- Да, это удачный проект! 90 тыс. поездок по Бульварному кольцу наглядно это демонстрируют... Тенденция хорошая, подтверждение чему – стремительное развитие городского велопроката... Количество пользователей данной услуги за год выросло в семь раз...
- Но это же сезонная история. Кто будет зимой кататься по велодорожкам - конькобежцы или лыжники?
- Мы помним, в каких широтах живем, поэтому в холодное время года проблема решается просто - снятием дорожных знаков, указывающих на велодорожки. Последние изменения в Правилах дорожного движения это позволяют. Похожим образом действуют в Скандинавии и в Канаде, где климат как у нас: летом появляется велоинфраструктура, ей активно пользуются люди, а осенью ее сворачивают до весны.
О НЕПОПУЛЯРНЫХ МЕРАХ
- Вариант платного въезда в центр в ваши планы входит?
- Нет. Зачем идти на крайние запретительные меры, пока не исчерпаны другие ресурсы? Будем точечно расширять зону платной парковки, жестче бороться с нарушителями. Понимаете, мы не ратуем за отказ от личного автомобиля, как кому-то может показаться. Речь об ином: о рациональном использовании своей машины. Если вы целый день сидите в офисе, а авто восемь часов стоит на парковке, наверное, это не совсем разумный подход, согласитесь. Менеджер среднего звена в Париже, Лондоне или Нью-Йорке не поедет на работу на машине, это практически исключено. Там люди хорошо считают деньги. И нам надо учиться... Часто у нас нет времени для длительной подготовки тех или иных реформ. Вал проблем, накопившихся в транспортной сфере, не позволяет долго раздумывать, многие решения мы проводим в жизнь в разы быстрее, чем это происходило в других мегаполисах. Количество и масштаб изменений, наверное, усложняют восприятие того, что мы делаем, но, еще раз повторю, наши действия подчинены четкому плану. У нас есть выстроенная стратегия, мы ее строго придерживаемся.
О ЛЕГАЛЬНЫХ ТАКСИ
- А с Uber общий язык вы нашли?
- Договорились, что в Москве эта сеть будет использовать только легальных таксистов. Пока федеральный законодатель не обязывает к этому, но нам удалось достичь взаимопонимания. Если сервис все же станет работать с нелегальными перевозчиками, будем вынуждены обратиться в правоохранительные органы...
О ПУСТЫХ АВТОБУСАХ
- Одно время нас критиковали, что московские автобусы и троллейбусы ходили почти пустыми. Но у меня на сей счет есть собственный опыт. До прихода в мэрию я работал генеральным директором компании «Аэроэкспресс», и поначалу мне доставалось, что наши поезда вместо пассажиров возили в Шереметьево воздух. Загрузка на протяжении полутора лет не превышала 30%. Однако я понимал, что сначала нужно создать транспортную сеть, к которой люди станут относиться с доверием. Чтобы все знали: поезд в аэропорт уходит каждые полчаса и прибудет в пункт назначения строго по графику через 35 минут. Вне зависимости от того, сколько пассажиров окажется в вагонах - много или мало. Первые годы компания несла убытки, потом люди поняли: ездить «Аэроэкспрессом» спокойнее и удобнее, чем рисковать застрять в пробке на Ленинградке.
Так должно быть и с городским общественным транспортом...
О ТОМ, КАК ПРИШЕЛ В ЧИНОВНИКИ
- Вы ведь познакомились с Сергеем Собяниным в «Аэроэкспрессе»?
- Да, в качестве гендиректора компании... Рассказывал мэру, как работают наши поезда. Тогда же Сергей Семенович предложил мне стать его советником по транспорту на общественных началах. Через несколько месяцев я перешел в правительство города. Сначала на должность руководителя департамента, а потом и заместителя мэра Москвы.