На праздновании семилетия со дня основания правящей Сербской прогрессивной партии Эмир Кустурица не побоялся ни западников, обильно наполнивших зал, ни руководства страны, которое, как казалось, с содроганием сердца ловило каждое слово режиссера, зная о личине правдоруба, частично выраженной в подчеркнуто брутальной внешности.
«Косово – самый большой пример политического грабежа в новой истории Европы, – после скупых поздравлений, адресованных «прогрессистам», сразил всех Кустурица. - Такого не было даже при отторжении Судет од Чехии. Косово было началом нового империализма, где те старые вассалы, которые когда–то жили в шатрах, переселились в навороченные отели. Им дали микрофоны, через которые они стараются всех убедить, что лучше быть рабом, чем фараоном».
Все замерли. Руководящая верхушка начала придумывать шутки и мысленно начинять ими свои речи, намереваясь смягчить возникающие с каждым предложением режиссера все новые острые углы. Кустурица, видимо, знал, что фантазия у руководителей богатая, поэтому беспощадно продолжал:
«Во главе этой идеи всегда были англичане, и не случайно, что вам, господин премьер-министр Сербии, именно английский министр иностранных дел принес весть, из которой стало ясно, что вхождение в Европу означает и признание Косово».
Когда со своего места поднялся обиженный и удивленный весьма уместной, судя по некоторым одобрительным воскликам из зала, импровизацией посол Англии в Сербии Денис Киф, сербским чиновникам и вовсе стало не по себе.
«Хотя уже очень давно английские лорды, - рубил и дальше правду-матку Кустурица пока англичанин смущенно топал к выходу, - как мы знаем из книг, писали сообщения из Стамбула королеве матери, и называли сербов ни кем иными как «малыми русскими» в Европе. Не стоит этого забывать».
Организаторы во избежание скандала кинулись возвращать разъяренного Кифа. Упражняясь в умении подобрать не повторяющиеся извинения и трогательные раскаяния за открытую сербскую натуру горячо любимого, между прочим, и на Западе режиссера, миловидные девушки все же смогли усадить посла обратно в кресло.
«Дамы и господа, - вышел на сцену сам лидер «прогрессистов» премьер-министр Александр Вучич, - дорогие друзья, а все, кто здесь с нами - это наши друзья, я думаю, что мы сумели показать, что мы в состоянии собрать людей со всего света, которые не должны нас поддерживать, но те, кто хочет, могут и будут нас слушать. Поэтому прошу вас аплодисментами поприветствовать всех наших друзей со всего мира».
Дальше выступали послы. Монотонные аплодисменты уныло звучали в ходе приветствий, а также после каждой речи… Ситуация в корне поменялась с появлением на сцене российского посла в Сербии Александра Чепурина. Зал, все еще обсуждая задевшего за живое Кустурицу, в тот момент буквально взорвался овациями.