29 сентября 2015 года в рамках деловой программы форума и выставки Кино Экспо состоялся круглый стол на тему «Русская доля» – «головная боль» кинотеатров или шанс на спасение отрасли?». Представители органов власти, руководители ведущих кинотеатральных сетей и компаний – дистрибьюторов фильмов обсудили, возможно ли дальнейшее увеличение доли отечественного кино в прокате и каковы методы достижения этой цели. Модератором круглого стола выступил Олег Березин («Невафильм»).
Участниками мероприятия стали: исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев, продюсеры Александр Роднянский и Сергей Сельянов, генеральный директор компании Каро Премьер Алексей Рязанцев, генеральный директор компании 20 Век Фокс СНГ Вадим Смирнов, директор по стратегии сети «Формула кино» Кирилл Иванов, исполнительный директор НП «Киноальянс» Валерий Карпов, исполнительный директор Ассоциации Интернет видео Алексей Бырдин.
А кому нужен шлак?
Обсуждение началось с обзора текущей ситуации, сложившейся к настоящему моменту. Сергей Сельянов озвучил общие цифры, подчеркнув, что российский кинематограф по сути не отличается от американского: «18% - это доля российского кино. Мы находимся в средневзвешенном состоянии. Такая же ситуация наблюдается в США, только они производят не 80 картин в год, а 700. Мы считаем, что все эти ленты высокого уровня, однако надо учесть, что до наших кинотеатров доходят около 200 фильмов. Они проходят через сито компаний, занимающихся дистрибьюцией. Если бы вы посмотрели те 500 картин, которые до нас не доходят, у вас бы убавилось оптимизма относительно голливудской продукции».
Александр Роднянский согласился с Сергеем Михайловичем, добавив, что эти цифры сами по себе мало что говорят: «Количественные показатели еще не говорят о качестве. Нам нужен эффективный инструмент для развития зрительского кино. Сейчас мы существуем в ситуации, когда единственным рынком, на котором представлено отечественное кино, является внутренний рынок, то есть мы поставлены в очень жесткие условия, поскольку здесь у картин не так много шансов окупиться. Следовательно, это сказывается на бюджетах – кино снимается дешевое. Плюс к тому, оно напоминает телевизионный контент, из-за чего вынуждено конкурировать не только с кинорелизами, но и с ТВ-проектами. И что выберет зритель? Конечно, ему проще включить телевизор – за это не нужно дополнительно платить. Есть и еще один нюанс. Дешевое кино – это прежде всего комедии и хорроры. Хорроры у нас в стране не пошли, а комедиями зритель уже пресытился».
Вадим Смирнов с точки зрения прокатчика рассказал о том, через какие фильтры проходит российское кино, прежде чем добраться до большого экрана: «Когда мы отбираем фильмы в свой пакет, то самое важное и сложное – это отсеять шлак, а его много. Кроме того, многое зависит не только от финансовых соображений, но и от идеологической миссии. Иногда мы понимаем, что не заработаем огромной суммы на каком-то проекте, но он кажется нам важным с точки зрения его посыла, и мы его берем. Нам не должно быть стыдно за то, что мы показываем. Если же перевести это на количественные показатели, то из всех картин, которые к нам поступают, 15% - ленты, которые не стыдно выпускать, из них 5% - фильмы, на которым мы получим прибыль».
С точки зрения онлайн кинотеатров ситуация немного иная, чем в кинопрокате. Как сказал Алексей Бырдин, российское кино составляет от 15 до 30% наименований каталогов интернет кинотеатров, при этом на него приходится 50-60% просмотров. «Это, однако, не означает бОльший интерес к российскому контенту в интернете, а касается лишь рекламной модели», - добавил Алексей Бырдин.
Наши слабости
Обсудив ситуацию в целом, участники перешли к анализу того, какие именно факторы препятствуют увеличению доли российского кино в кинотеатрах. Одной из главных проблем продвижения российского кино на экраны кинотеатров можно назвать отсутствие у продюсеров бюджета на маркетинг лент. С этим согласились и находившиеся в зале кинопоказчики. Представитель оренбургского кинотеатра «Космос» отметил: «В целях популяризации похода в кино мы снимаем информационные передачи о кинофильмах, и регулярно сталкиваемся с одной и той же проблемой – зачастую за два-три месяца до релиза российского фильма о нем нет никакой информации. Складывается впечатление, что производителю плевать на то, будут ли смотреть его фильм или нет. Для сравнения – даже по самому слабому зарубежному релизу информацию можно найти уже за полгода до его выхода».
Еще одна проблема, на которой акцентировал внимание Кирилл Иванов, состоит в том, что кинобилет не стал частью потребительской корзины, и к походу в кино относятся как к развлечению, от которого можно отказаться ради чего-то более важного. Тем более, что существуют другие формы досуга. «Да и не будем лукавить – отечественный контент не всегда способен конкурировать в зарубежными фильмами и его качество зачастую оставляет желать лучшего. Так, мы проводили эксперимент с фильмами, имеющими низкую посещаемость. Чтобы простимулировать зрительский интерес, мы снижали на эти фильмы цену билета в два раза. Не помогло – эти картины не способны вызвать интерес даже за меньшие деньги».
Согласен с такой точкой зрения и Алексей Рязанцев. Он уверен, что все решает сам фильм – если кино хорошее, то на него пойдут, и дополнительные ухищрения не потребуются. Проблему Алексей Анатольевич видит в том, что на российский рынок свободно и в неограниченном количестве поступают зарубежные картины низкого качества: «Мы слишком открыты для всех. Войти на наш рынок очень просто. Вторая уязвимая позиция российского кино – это низкие бюжеты, не способные конкурировать с голливудскими. Третья проблема – нехватка залов».
Сергей Сельянов обратил внимание на то, что некоторые дистрибьюторы играют не по правилам, выпуская зарубежные картины в самые удачные даты – под Новый год, в то время как мировой релиз этих назначен на ноябрь. «Если на других территориях фильм выходит в ноябре, зачем искусственно придерживать его до конца декабря? Это нечестно», - резюмировал Сергей Михайлович.
Впереди – тяжелые времена
Поговорив о существующих проблемах, участники круглого стола перешли к практической стороне обсуждения – предложению мер по улучшению ситуации. Как отметил Сергей Сельянов, скоро ситуация с производством отечественных фильмов (и, соответственно, с их прокатом) ухудшится в 2017 году, так как Министерство культуры снизило объем поддержки производства, а это значит, что в 2017 году доля отечественного кино снизится до 12%.
Валерий Карпов привел следующую статистику: доля российского кино в 2010 году составляла 14,5%, к 2014 году она возросла до 18%. «При этом количество российских фильмов осталось прежним. Следовательно, напрашивается вывод – нужно повышать качество фильмов, и тогда начнут расти их сборы».
Солидарен с ним и Александр Роднянский, который считает, что нужно двигаться по пути развития разножанрового кино аттракционного типа: «Два пути, по которым мы можем двигаться – это увеличивать количество предложений и качество услуги. Нам нужно снимать больше картин разных жанров, которые будут восприниматься как аттракционы, потому что именно за таким контентом люди идут в кинотеатры. А для этого нужны бюджеты от 500 млн. рублей».
Кирилл Иванов предложил еще один вариант решения проблемы – открытие кинотеатров в малых городах: «Нужно строить кинотеатры в городах, где их пока нет. Это важно еще и потому, что других вариантов проведения досуга в таких населенных пунктах просто нет, и кино моментально привлечет зрителей. Но учитывая тот факт, что в малых городах цена билета не может быть выше 80 рублей, окупаемость кинотеатров тоже наступит нескоро, поэтому очень важна поддержка местных властей».
Коснулся этой проблемы и Антон Малышев, рассказав, что уже ведутся работы для ее практического решения: «В 2016 году Фонд кино совместно с Минкультуры запустит программу по развитию кинопоказа в населенных пунктах с населением меньше 100 тысяч человек. Это будет субсидия на компенсацию расходов на открытие кинотеатра в размере 5 млн рублей. Скорее всего, получение средств будет предполагать регулирование репертуара – кинотеатры, получившие субсидию, должны будут отдать определенный процент сеансов под российское кино. Величина этого процента в данный момент обсуждается. Кроме того, для получения средств показчикам необходимо будет пройти специальный конкурс. Пока мы дорабатываем детали, но очень надеемся, что этот шаг поможет как кинопоказу, так и развитию отрасти в целом».
Пока же результаты следующие: в прошлом году в прокат было выпущено 83 российских фильма, в этом году их будет больше. Сборы равняются примерно 8 миллиардам рублей в год. Кроме того, Фонд кино занимается системным продвижением отечественного киноконтента на международной арене – на крупнейших мировых кинорынках работает объединенный стенд Russian Cinema. В 2014 году сумма заключенных сделок составила 420 млн. рублей, в этом – 330 млн. рублей, и до конца года эта сумма увеличится.
Автор: Фаина Фардо





