Спокойствие автотранспортному рынку Москвы сегодня только снится – 7 сентября столичные таксисты собрались, как один, на Суворовской площади, где провели митинг. О причинах протеста, выдвинутых перевозчиками требованиях и предложениях, в подробностях описано встатье«Независимой газеты». Мы также решили изложить суть вопроса, который, вне всякого сомнения, сегодня касается каждого жителя Москвы и других регионов и городов Российской Федерации.Стоит сразу оговориться, что митинг, состоявшийся в Москве 7 сентября, вряд ли будет последним. По крайней мере, возмущенные происходящим таксисты намерены идти до конца – они хотят защитить свою нишу от иностранных конкурентов, играющих не по правилам рынка, но заручившихся серьезной поддержкой со стороны некоторых лиц в Государственной Думе. Далее излагаем суть вопроса во всех подробностях.Что заставило негодовать московских перевозчиков?Не так давно Государственная Дума работала над принятием некоторых противоречивых, как оказалось, поправок в закон о такси. Эти нововведения крайне огорчили российских перевозчиков, поскольку в большинстве своем они ущемляют их права, диктуя одни обязанности. Также особенным пунктом в перечне претензий таксисты выделили бесконтрольную работу диспетчерских для вызова частных водителей, работающих в режиме «онлайн» (это Яндекс-такси, GetTaxi, Uber). А главным зачинщиком своих бед участники акции назвали депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, который к тому же является сопредседателем Общероссийского народного фронта (в сокращении часто используется аббревиатура «ОНФ»). Митингующие единогласно постановили: этот чиновник работает в Госдуме вопреки интересам обычных таксистов, он неприкрыто протежирует иностранные диспетчерские службы.В свете последних событий – митинга – невозможно обойти вниманием тот факт, что организатором собрания на Суворовской площади в Москве стал межрегиональный профсоюз работников транспорта «Таксист». Акция протеста была предварительно согласована в соответствующих инстанциях, она проходила санкционированно. Обширное интервью по теме происходящего представителям прессы (а именно «Независимой газете») дал Андрей Попков, зампредседателя вышеупомянутого профсоюза «Таксист». Он поведал журналистам, что на митинг собралось не более 150 человек, но отнюдь не потому, что идею акции не поддерживает большее число людей – организаторы попросту решили не приглашать к участию большие массы, постановив, что достаточно будет, если на мероприятии будут представители профессиональных организаций, в которых заняты десятки тысяч российских водителей. Их интересы представляли руководители и другие представители организаций отрасли. Запомнилось присутствовавшим в особенности выступление директора Транспортной ассоциации Московской агломерации, которая, на секундочку, объединяет порядком 45 тысяч человек. Поддержали пожелания и претензии митингующих все до единой таксомоторные компании Москвы. Все дело в том, что интересы профсоюзов, владельцев таксомоторных компаний и водителей на этот раз сошлись на сто процентов. Примечательно, что еще до митинга организаторы заручились поддержкой Министерства транспорта Российской Федерации, Общественной палаты РФ, а также московского Департамента транспорта.Помимо вышеуказанного, участники митинга сильно раскритиковали подготовленный инициаторами и рассмотренный Госдумой проект поправок в закон о такси, которые, увы, совсем не сопоставимы с интересами водителей. Зато, эти поправки своим существованием всецело вторят рыночным мечтам диспетчерских служб и владельцев соответствующих мобильных приложений, которым отныне выделены привилегированные положения.Так уж сложилось, что в настоящий момент именно агрегаторы в действительности являются главными организаторами перевозок посредством услуг таксистов по России, но их владельцы, как известно, совсем законодательно не обязаны нести какую-либо, хотя бы минимальную ответственность за происходящее на дорогах с пассажирами. Так, к примеру, ни одна онлайн-система не контролирует ни состояние машин, ни уровень профессиональной подготовки водителей. Конечно, о безопасности перевозок и говорить не стоит. Зато, агрегаторам законом даны все права на регулирование стоимости проезда в такси. Диктуют они водителям и условия работы, и даже устанавливают им за кое-какие провинности штрафные санкции – в том размере, в котором посчитают нужным. Нередко стоимость перевозок искусственно занижается до минимальных планок, вопреки интересам водителей. Делается это, конечно, по понятным причинам – рынок перевозок огромен, компании друг с другом вынуждены конкурировать, а мощнее инструмента, чем низкие цены, сегодня не сыскать. К сожалению, руководителям совсем не интересно, что при этом чувствует водитель такси, который выполнил свою работу, если не в убыток себе, то уж точно в небольшой плюс. Подобное игнорирование реальных затрат таксомоторных организаций нередко бьет по официальным такси, которым также приходится снижать стоимость за проезд, ведь таковы правила рынка. Получается замкнутый круг, в котором учтены интересы всех, но не водителей-перевозчиков. Из-за этой внутренней конкуренции водителя вынуждены перерабатывать, что, кстати, сказывается впоследствии и на сервисе – уставший водитель имеет гораздо больше шансов попасть в дорожно-транспортный инцидент. Но и тут его проблемы остаются сугубо при нем. Вот и вынуждены таксисты рисковать, чтобы поспеть своим стремлениям компенсировать потери, которые и без того выросли из-за увеличения цен на топливо и амортизацию автомобилей.Митингующие заявили, что сегодня в России, по сути, из-за появления в работе онлайн-агрегаторов, перевозчики разбились на два лагеря – часть из них работает, следуя правилам официальных таксомоторных предприятий (их сотрудники регулярно проходят медицинские и технические осмотры, переквалификацию, получают страховки, лицензии, своевременно платят налоги, тратя свои силы, время и деньги), другая же – лишь получает клиентов, терпя минимальные расходы, не неся никакой ответственности за свою деятельность, и нередко «забывая» оплатить долг казне – налоги. Конечно, есть определенные вопросы и к чистоте деятельности таких контор с юридической точки зрения. Это как раз-таки касается ответственности за осмотры водителей перед рейсом и законности занятости таковых в целом. Часто, очень часто онлайн-диспетчерские работают с нелегальными перевозчиками, заведомо зная это и совершенно не смущаясь. Они даже могут подсказать таким водителям, как «правильно» обойти требования российского законодательства.С каких пор в России слова «таксист» и «раб» стали синонимами?Водителей такси называют наиболее важным звеном в бизнес-цепочке по обслуживанию пассажиров, но их интересы не то что не учитываются... Некоторые чиновники, видимо, решили сделать из перевозчиков обычных рабов – совсем бесправных.Тут стоит снова вспомнить о вышеупомянутом Вячеславе Лысакове, который, между прочим, избирался в российский парламент на предвыборных условиях по защите прав автомобилистов. На деле же лично он неоднократно «приложил руку» к тому, чтобы сделать перевозчиков несчастными. Так, к примеру, все предложения второй стороны относительно закона о такси банально игнорируются, отклоняются либо рассмотрение их затягивается. Организаторы акции говорят, что депутат объяснял свои решения отказать о внедрении предложенных поправок тем, что лично готовит некоторые пункты в закон, которые должны были бы сделать его лучше, но на деле играют на руку лишь иностранным конкурентам, а российских участников рынка буквально вытесняют. В результате доработки закона получилось так, что водителей обложили дополнительной ответственностью, которую благополучно сняли с диспетчерских служб.Таксистам представится возможность решить свою проблему на высшем уровнеОрганизаторы митинга таксистов, помимо претензий, рассказали о своих пожеланиях и предложениях, которые они в письменно виде намерены направить высшему руководству России – самому президенту Владимиру Путину. Например, ими предложено ввести законодательно штраф за бесплатный проезд в такси.Так уж вышло, что не все пассажиры относятся с ответственностью к тому, что им необходимо оплачивать услуги таксистов, как и любые другие. Часто с такими лицами у перевозчиков образуются на этой почве конфликты, которые приводят к самосуду (достаточно вспомнить прошлогодние события Нижнего Новгорода, когда нерадивых пассажиров наказывали зеленкой). Чтобы избежать подобных стычек, парламентариям все же стоит задуматься над дополнительным регулированием закона.Намерены таксисты обратить внимание правительства и на работу компаний, которые представляются партнерами Uber. Перевозчики считают, что в их работе неприкрыты признаки преступных деяний – это и недобросовестная конкуренция, и обналичивание денег, и даже обработка персональных данных россиян, естественно, осуществляемая без их ведома.