Присоединение Крыма к России послужит скорее поводом, чем основной причиной модификации бюджетной политики, если такое решение будет принято властями. Минэкономразвития предлагает увеличить расходы федерального бюджета в 2014-2016 гг. на 2 трлн руб., еще на 1,5 трлн — в 2017 году.
Из них на развитие Крыма предусмотрено лишь 800 млрд руб. Остальные расходы с финансированием полуострова не связаны, следует из предложений ведомства, с которыми ознакомился РБК.
Судя по документу, Минэкономразвития не потеряло оптимизма, невзирая на мрачные прогнозы и тревожные тенденции. Об этом можно судить хотя бы по сумме дополнительных доходов, которые, как рассчитывают в министерстве, должен получить федеральный бюджет — от 2,5 до 3 трлн руб. за четыре года. Модификация бюджетного правила, как следует из документа, даст возможность использовать 3,254 трлн руб.
Оптимистичные доходы для амбициозных расходов
В 2014 году, по минимальному расчету, Минэкономразвития ожидает дополнительных доходов в 815 млрд руб., в 2015-2017 гг., соответственно, 722, 483 и 577 млрд руб. В документе есть и второй вариант расчета, по которому общая сумма допдоходов за четырехлетку вырастет еще на 378 млрд руб. по сравнению с первым — до 3 трлн руб.
«Цифры по дополнительным доходам выглядят очень амбициозно. А доходы выглядят амбициозно именно потому, что есть планы амбициозно поднять расходы», - комментирует директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева.
В этом году, по ее мнению, федеральный бюджет может получить около 350 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов по сравнению с запланированными. «800 млрд никак не получается, и в следующем году, честно говоря, у меня есть скепсис», - говорит она.
Не согласен с расчетами министерства и главный экономист банка HSBC по России Александр Морозов. По его мнению, дополнительные доходы министерство насчитало за счет падения курса рубля и все еще оптимистичных, даже после ухудшения, прогнозов по росту экономики. «По факту будет меньше доходов, потому что Минэкономразвития по-прежнему исходит из более высоких темпов роста, чем реальные», - сказал он.
Даже если дополнительные доходы и появятся, то сразу же будут потрачены на компенсацию других недополученных доходов — от приватизации и госзаимствований, напоминает Морозов. По мнению эксперта, расходы в таком объеме, как планирует Минэкономразвития, можно профинансировать лишь одним способом — из Резервного фонда. «В то время как по закону деньги должны туда перечисляться», - отмечает он.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил на этой неделе, что федеральный бюджет в 2014 году получит около 900 млрд руб. дополнительных доходов за счет курсовой разницы. Эти деньги надо потратить на инфраструктурные проекты, сказал он, добавив, что по действующему закону их тратить нельзя. У министра финансов Антона Силуанова свои планы на эти деньги. Ими предстоит компенсировать недобор доходов от приватизации и запланированных заимствований, заявил он. В этом году планировалось занять около 800 млрд руб., напомнил он, а реально привлечь только половину этой суммы (по «Прайму»).
Битва за правило
Минэкономразвития тем временем предлагает еще больше наращивать заимствования, нарастив бюджетный дефицит на 1%. Дополнительные источники финансирования дефицита от «модификации бюджетного правила до 1%» составят 719 млрд руб., подсчитало оно. В 2015-2017 гг., соответственно, это 775, 839 и 921 млрд руб., в сумме – 3,254 трлн руб. за четырехлетку.
Озвучивая измененный макропрогноз неделей ранее, замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач пояснял, что если оставить бюджетное правило в нынешнем виде, рост ВВП в 2014 году составит всего 0,5%. Если же изменить, то экономику удастся разогнать до 1,1%. В последующие годы рост ВВП за счет этой меры будет выше на 0,2-0,6 п.п. Это не стоит такой «жертвы», заявили тогда РБК эксперты.
Позицию Минфина по этому вопросу высказал на этой неделе Антон Силуанов. Вместо того, чтобы смягчать бюджетное правило и наращивать расходы, он предложил, напротив, его ужесточить. В нынешних условиях «дорогих» рынков внешних и внутренних Минфин предлагает следующее: «этот 1% корректировать в меньшую сторону исходя из ситуации с возможностью заимствования на внутренних и внешних рынках».
Расчет необходимого объема займов «упирается» в реалистичность ключевых предположений по макропоказателям и рассчитанных на их основе параметров расходов, сказал РБК главный экономист банка ING в России Дмитрий Полевой. В случае нереалистичности этих предпосылок объем займов отрывается от действительности, отметил он.
«Излишний оптимизм Минэка в прогнозах чреват недобором доходов и сложностями с исполнением бюджета со стороны Минфина», - продолжил аналитик, отметив, что не поддерживает идею изменения бюджетного правила. «Мы полагаем, что поиск источников финансирования для дополнительных трат должен сфокусироваться на повышении эффективности уже утвержденных расходов», - заявил эксперт. На этом должны сконцентрироваться и Минфин, и Минэкономразвития, добавил он.
Примерно такую же точку зрения высказывала глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Она призвала сохранить бюджетное правило в своем выступлении на коллегии Минфина на этой неделе. Взгляд Минэкономразвития ранее поддержал первый вице-премьер Игорь Шувалов, заявив, что изменение бюджетного правила — справедливое решение с учетом появления в России двух новых регионов. Немного увеличить госдолг России можно, считает он.
Исход большой битвы между сторонниками экономии и повышенных трат в российском правительстве пока неясен. Премьер-министр Дмитрий Медведев на этой неделе лишь аккуратно заявил, что эта тема требует дополнительного обсуждения.
Еще больше транспорта и безопасности
Кроме программы развития Крыма (около 650 млрд руб.) дополнительные траты в 2014-2017 гг. Минэкономразвития предлагает на развитие транспортной инфраструктуры (470,2 млрд, включая 155 млрд на строительства моста через Керчь). Еще 408,5 млрд за этот же период - выделить на отраслевые госпрограммы. При этом из них всего 48 млрд обозначены как «расходы инвестиционного характера». Почти триллион рублей расходов Минэкономразвития предлагает в графе «другие расходы инвестхарактера» и включает в них расходы на ФЦП «Жилище» в 2011-2015 гг., «Нацхимбио безопасность», «Пожарная безопасность».
На этом фоне совсем небольшие расходы предлагается сделать на поддержку малого бизнеса в 2016-2017 гг.: 14,4 млрд руб. Еще 20 млрд руб на четырехлетку (по 5 млрд каждый год) — на программу инновационных кластеров в регионах. Программы развития моногородов, по расчетам министерства, обойдутся дополнительно в 30 млрд в 2014 году, еще столько же — в 2015-м, 20 млрд — в 2016-м.
Помимо этого, за счет наращивания дефицита федерального бюджета предлагается выделить дополнительные бюджетные кредиты регионам: по 200 млрд руб. в 2014-2015 гг., по 100 млрд руб. - в 2016-2017 гг.
Все эти цифры с большой вероятностью будут скорректированы после обсуждения в правительстве, говорят эксперты. «Обычно Минэкономики готовится к затяжным боям, в том числе с Минфином, и закладывает свободную переговорную позицию, чтобы было что резать», - отметила Юлия Цепляева из Сбербанка.
Елена Малышева