В подмосковной деревушке Лечищево Истринского района в последние три дня было полно журналистов. Жаль только, приезжали они по очень печальному поводу. В минувшую субботу в восемь часов вечера над местным водохранилищем раздался нечеловеческий грохот - столкнулись легкомоторный гидросамолет «Цессна 206» и пассажирский вертолет «Робинсон 44». Оба пилота, а также семь пассажиров погибли на месте. В том числе, двое детей - восьмилетняя девочка Афелия и ее десятилетний брат Эрик. Судя по извлеченным из водоема обломкам, шансов выжить ни у кого из них не было. Юную Афелию первую достали из воды и даже пытались реанимировать, но, увы, полученные травмы были несовместимы с жизнью.
- Мы не можем вас пропустить. Весь берег оцеплен. Идет поисковая операция.
Мне показалось, что эти фразы сотрудники ДПС выучили наизусть. Слишком много желающих попасть на место трагедии. И среди них не только репортеры, но и местные жители, а попросту - зеваки.
- А у кого, - спрашиваю, - можно уточнить последнюю информацию?
- Если всплывут какие-то подробности, вам немедленно их сообщат. Сюда часто выходит начальник Следственного управления...
От слова «всплывут» мне стало не по себе.
Отмечали день рождения
Пока стояли, немного разговорились. ДПС-ники, ясное дело, никаких комментариев давать не могут. Не положено. Но все же некоторые подробности из их уст я услышал. К примеру, о том, что самолет «Цессна» появился в этих краях недавно, до этого здесь летали только маленькие вертолеты. Пилот гидроплана Михаил Ермольчев катал по небу отдыхающих, зарабатывая этим на жизнь. Чуть позже его сын Валерий расскажет мне, что у отца было лишь пилотное удостоверение, и что ни о каких документах, разрешающих возить за деньги пассажиров, он не слышал.
- Извините, а где здесь Истринское водохранилище? - с акцентом спросил водитель подкатившего к нам белого «мерседеса». На автомобиле - армянские номера.
- Мы родственники семьи Манукян, - объяснил водитель, назвавшийся Арменом. - Их было четверо. И все погибли. Мужчина, женщина и маленькие племянники...
Пока полицейские говорили по рации, мне удалось кое-что узнать. Семья Манукян с друзьями приехали в субботу на местную базу отдыха из Подольска - отмечать 28-летие своего родственника по имени Паэруй («по вашему, Паша»). Все было хорошо. Чудесная погода, компания. Решили развлечься. И заказали воздушную экскурсию, взяв с собой детей. Кто знает, может, ради их радости все и затевалось?
- И теперь их никого нет... - трое мужчин, только что проделавших путь в две с половиной тысячи километров, смотрели сквозь меня. Они в тот момент не знали, что именинника по имени Паэруй еще не нашли. Водолазы достанут его с 13-метровой глубины через четыре часа. У них на глазах.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
Малую авиацию - истребить!
- Ну что, ребята, есть какие новости?.. - сутулый старичок с сочувствием смотрит на полицейских. - Я тут живу рядом, а узнаю все по телевизору. Достали девятого?
- Пока нет, - опережаю я сотрудников. - А что вы знаете об этом происшествии?
- Да то же, что и все, - отвечает. - Последние два дня этот самолет буквально кружился над деревней, да так низко, что не по себе становилось. Слышу, заходит... Издалека... Двигатель ревет!.. И аккурат над нашим огородом.
Я понимающе кивнул - и дедуля вскоре ушел. А через какое-то время в сторону водохранилища свернул велосипедист. Да так резво, что чуть не проскочил мимо нас. Слышу, объясняет:
- У меня есть информация для следствия! Пропустите.
Срочным осведомителем оказался житель соседней деревни Алехново Олег Чепиков, который в свое время оттрубил срочную службу на авиабазе ТУ-22.
- Аэродром, с которого взлетал самолет «Цессна», называется «Шевлино», - рассказал он. - Его еще называют «Пятницей» - по одноименной деревне, находящейся рядом. Я считаю, что он - нелегальный! Мало того, что самолеты не уведомляют диспетчеров шереметьевской зоны о своих полетах, так еще и летают над водохранилищем. Этого делать нельзя, потому что здесь стратегический район. У нас как-то в Рождествено упал планер, едва не задев высоковольтные линии. Смотрю, из кабины вылезает 18-летний пацан! Что он может знать о зоне полета? Туда же прибыли представители Федерации планерного спорта. Я им сказал, что аэродром не-ле-галь-ный! А у них только глаза забегали, вот и все.
ДПС-ники подслушивали речь информатора, почти не скрывая этого. Особенно в местах «про рыло в пушку», «продажность» и «адский бардак».
- Все шло к той трагедии, которая случилась, - продолжал Чепиков. - В Истринском районе много раз падали планеры. В деревне Куртниково прямо на огород. Был случай падения на Ленинградское шоссе. И каждый раз все это заминали! Некоторой технике больше 40 лет! Ее давно сняли с производства! А они мало того, что ее используют, так еще и в ночное время летают. Делать это могут только летчики 1 класса, но никак не мальчишки, которые прошли сомнительные курсы и непонятно как получили корочки.
По мнению неравнодушного велосипедиста, чтобы не случалось таких трагедий, малую авиацию в нашей стране вообще следует запретить.
Однако мы почти забыли, что за штурвалом вертолета был не 18-летний пацан, а титулованный спорстмен, мастер международного класса, двукратный чемпион мира по мотопарапланерному спорту Вадим Бухтияров. Да и Михаил Ермольчев, пилот самолета, в опыте не уступал, закончив в свое время Борисоглебское высшее военное авиационное училище.
Девятый
Когда к журналистам подъехала машина Следственного комитета, я уже знал, что тело Паэруя, наконец, нашли. Выдали себя все те же ДПС-ники, которым эту новость передали по рации.
Представитель следствия Сергей Вазюлин был немногословен. Расследование уголовного дела продолжается. Все тела извлечены из воды. Подняты важные детали воздушных судов, по которым специалисты будут проводить экспертные исследования. Основная версия та же - ошибка пилотирования. Чья именно, по-прежнему, не сообщается.
- Тело девятого пассажира обнаружили в том же районе, где произошло столкновение, - добавил полковник. - На глубине 13-ти метров. Видимость там нулевая, водолазы работали в очень сложных условиях.
В тот же день следователи возбудили уголовное дело по 238-ой статье УК РФ «Оказание услуг, опасных для жизни и здоровья потребителя, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Вазюлин также подтвердил, что пилот вертолета Вадим Бухтияров о своем полете уведомил соответствующие службы, в отличие от своего коллеги Михаила Ермольчева.
К вечеру десятки водолазов, спасателей и полицейских начали разъезжаться. Поисковая операция была завершена. ДПС-ники, уже ставшие мне приятелями, с облегчением вздохнули и покатили домой.
Версий - хоть отбавляй
Мнения очевидцев истринской аварии, а также друзей и родственников погибших пилотов разнятся. Одни утверждают, что «Робинсон» направлялся со стороны леса к противоположному берегу, а легкомоторный самолет налетел на него сверху, находясь в слепой зоне вертолета. Другие говорят, что «Робинсон» взлетал и, набирая высоту, не заметил над собой летевшего гидроплана. Третьи, наоборот, уверены, что взлетал не вертолет, а самолет... Есть также версия, что якобы у одной из машин отказал двигатель.
Один из местных намекнул мне, что пилот самолета мог быть нетрезвым:
- Накануне он пришел на базу отдыха «Мистраль» и зазывал отдыхающих прокатиться. А охранники, учуяв запах спиртного, посоветовали ему не садиться за штурвал.
Последнюю версию категорически опроверг сын Михаила Ермольчева Валерий, с которым я встретился там же, в деревне Лечищево.
- Отец не мог себе такого позволить! - сказал он. - Даже если бутылку пива выпивал, за руль не садился. Это я говорю про машину. А уж самолет, да тем более с детьми, - нет, этого не может быть. Он находился на работе. Почему, интересно, нет таких же предположений о другом пилоте? Ведь он взлетал со своей частной территории в выходной день...
Открытым текстом
- О трагедии я узнал от хозяина «Цессны» , - рассказал мне Валерий Ермольчев. - Лично я с ним незнаком и даже не разу не видел его. В прессе пишут, что он находится за границей, я в этом глубоко сомневаюсь. Когда мы с братом приехали сюда, нас, как и всех, остановил наряд ДПС. Мы объяснили, что мы сыновья погибшего пилота. Они сказали ждать. Другие родственники уже были на берегу, а мы тут простояли два часа. Потом со стороны водохранилища вышли двое рыбаков. И рассказали, что вертолет Бухтиярова летал здесь за час до аварии, и как раз он-таки накручивал всякие движения в небе, а не мой отец. Папа не в первый раз катал на самолете людей. Это был такой аттракцион. У него было пилотское удостоверение. А как дается и делается разрешение на перевозку пассажиров, я не знаю. Он работал здесь уже месяц. И пригласил его сюда как раз хозяин «Цессны». Летал отец больше десяти лет. Причем на разных самолетах. Последний, как я уже говорил, был не его, стоил порядка 13 миллионов рублей. Сейчас находятся свидетели, утверждающие, что отец проделывал в небе некие выкрутасы. Поймите, машина с поплавками вместо колес не имеет такой маневренности! На ней разве что крен небольшой заложить можно. Следователь на мои вопросы не отвечает. Я поинтересовался, опрашивал ли кто-нибудь хозяина турбазы. Ответа нет. Очень хотелось бы, чтобы расследование было честным.
...Сейчас на Истринском водохранилище - гробовая тишина. Полеты пока запретили, отдыхающих на пляжную зону не пускают. Кое-где слышно, к 8000 ак прожаренный воздух рассекает рыболовная леска, а спустя пару секунд в воду плюхается неуклюжий поплавок. Как будто и не было всего этого кошмара...
Не сегодня-завтра местные пляжи вновь заполнятся людьми.
МЕЖДУ ТЕМ
О том, что гидроплан лихачит в воздухе, властям сообщали за две минуты до столкновения
Люди, ставшие свидетелями столкновения вертолета и легкого самолета в Подмосковье , рассказали спасателям, что пилот гидроплана весь день вел себя рискованно. Он совершал опасные маневры и близко приближался к другим летательным аппаратам.
- Вечером, в районе семи часов, летчик создал у нас практически опасное столкновение с пилотом параплана, находящегося в воздухе, - рассказал журналистам очевидец Сергей Плеханов. Мужчина занимался на Истринском водохранилище подготовкой парапланеристов. - После этого я проинформировал Московский зональный центр управления воздушным движением, что в нашей зоне полётов находится такой самолёт, что летает он опасно. Информацию эту центр принял (подробности)
А В ЭТО ВРЕМЯ
В вертолете, разбившимся под Истрой, была сотрудница “Первого канала”
Это был последний день отпуска 26-летней Лизы Хакимовой
На борту рухнувшего вертолета было четыре человека. Большинству из них не было и 30 лет. Тела всех молодых людей уже опознаны. Среди них оказалась 26-летняя продюсер “Первого канала” Лиза Хакимова. Девушка была в отпуске и в понедельник должна была вернуться на работу. (подробности)
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ: Работа сотрудников МЧС на месте катастрофы над Истринском водохранилищем