«Космос» как деменция

 »   » 
  • Опубликованно
  • «Космос» как деменция

Полузабытый франко-польский анфан террибль Анджей Жулавский (год рождения - 1940), не снимавший 15 лет и явно зря взявшийся за старое, выказал все признаки старческой деменции в своем "Космосе" - душной, нафталиновой глэм-трэш-фантасмагории по абсурдистским мотивам не читаемого, по словам режиссера, даже в Польше Витольда Гомбровича. Экзальтированная манера, наивные сюрреалистские ухватки остались глубоко в 70-80-х годах, когда их еще можно было выдать за авангардный авторский почерк. Что это варево делает на фестивале, нацеленном на актуальные тренды, лучше не спрашивайте.

Незабвенный франко-грузин Отар Иоселиани (год рождения - 1934), не снимавший 5 лет со времен неудачной "Шантрапы", в очередной раз повторил все свое французское творчество от "Фаворитов луны" до "Садов осенью" в "Зимней песни" - еще одной меланхоличной коллекции связанных на живую нитку сценок на все те же темы извечного хаоса жизни, круговорота вещей и людей, старости, дружбы, последних, хотя все никак не заканчивающихся, дней аристократии и т.д. К привычному ассортименту добавилась свежая идея бессмысленности всяких войн и революций, меняющих шило на мыло и нужных только для увеселения толпы.

В картине есть прелестные, остроумные, поэтические сцены (достоен Жака Тати кадр с попавшим под каток клошаром, которого собутыльники в расплющенном виде просовывают под дверь). Военный эпизод, снятый в Грузии наименее элегантен, хотя его антиклерикальную сатиру трудно не оценить: полковой священник с повадками и наколками зека грубо крестит в реке солдат - воров, насильников и убийц.

В отличие от Жулавского, Иоселиани сохранил и мудрость, и юмор, и режиссерские навыки. Но навыков в "Зимней песни" больше всего остального, и наблюдать за работой на автопилоте довольно скучно.

Запишем в полуклассики и малого голландца Алекса Ван Вармердама. Его новый фильм "Шнайдер против Бакса" можно было бы показать на Пьяцце Гранде для нормальной публики. Что делает в конкурсе эта неплохая черная комедия так же неясно, как и зачем ее главным героям, двум ведущим самый добропорядочный образ жизни наемным убийцам, заказали друг друга. Сценарий этой комедии положений надо срочно отдать в дешевую антрепризу. На сцене можно лихо изобразить как один убийца порывается укокошить другого, но ему все время кто-то мешает - то его полоумная дочь, то любовница, то старый извращенец-отец, которого тоже не жалко прикончить.

Вармердам берет хорошо придуманными деталями и местом действия - оно происходит в летнем домике, окруженном водой и зарослями камышей, в которых и разыгрывается весь экшн, как будто это кино о Рэмбо на вьетнамской войне. Но детали, на которых можно хихикнуть во время сеанса, выветривается из памяти сразу по окончании действа, и в сухом остатке остается лишь его полная необязательность.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа